Мнение и сомнение

В бывший красный день календаря, 7 ноября н. ст., российский институт изучения общественного мнения ФОМ опубликовал потрясающие данные.

Половина участников опроса считают, что Октябрьская революция имела в целом больше положительных последствий для России: «после революции страна развиваться начала больше»; «в результате Октябрьской революции Россия стала развитой индустриальной державой»; «для простых людей стала лучше жизнь». 21% респондентов полагают, что отрицательных последствий было больше: «такими жертвами нельзя менять историю»; «экономически нашу страну отбросило на сто лет назад»; «затормозили развитие России».

Таков был анонс новости.

Но я не поленился посмотреть детали сводки опроса. Не считаю возможным критиковать с плеча, как сам экономист, но... Давайте по порядку.

1. Охват опроса составил 1000 человек (стандарт для таких мероприятий, впрочем в «шапке» почему-то указано и 1500!), из них 55% женщин. 45% опрашиваемых, притом, потребители традиционных СМИ. Только 49% опрашиваемых было моложе 45 лет. (Помню, как я сам в Петербурге в молодости подрабатывал, проводя соцопросы на улице: идеальный участник был возрастной женщиной, годились национальные меньшинства и сектанты, однажды меня буквально «озолотила» стайка клиенток еврейской благотворительной организации, другой раз «выполнить план» удалось благодаря пикету баптистов. Насколько такой контингент представляет собой мнение нации, вопрос, конечно, дискуссионный, но надо понять, что молодые люди, особенно мужчины боеспособного возраста, порой мало вовлекаются, да и мало хотят вовлекаться. И то же самое можно сказать об активных православных верующих. Поверьте, со всеми такими людьми я умею разговаривать.)

2. Никакой связи ни с мировоззрением, ни с сословно-классовым, ни с имущественным статусом опрашиваемых при выборке НЕ проводилось. Только с образованием, возрастом и местом жительства. А также с достаточностью текущих доходов. Впрочем, если кто не знает, Конституция РФ прямо воспрещает сейчас выяснять мировоззрение граждан, понуждать их его высказывать.

3. Опрос проводился в 104 населенных пунктах 53 субъектов РФ. По два населенных пункта на регион. 27% участников «представляли» регионы Центрального федерального округа притом 8% именно Москву. Учитывая, что 27% опрашиваемых были сельские жители, а еще 16% жители вперемешку и поселков городского типа и городов с населением до 50 тысяч жителей (в том числе значит и промзон, и рабочих слободок), можно заподозрить, что голос именно селянина был услышан очень не повсюду, и – повторяю, по два населенных пункта на регион, – и крайне выборочно.

4. Целая треть опрошенных (ровно 33%) НЕ смогла правильно указать, в каком году произошла Октябрьская революция. Значимым днем это событие является для 48% опрошенных и для 59% всех потребителей традиционных СМИ, а не интернета. Ну что же, для остальных, кстати в том числе менее обработанных обычными СМИ, событие НЕ значимое. Притом только для 30% молодежи (и на контрасте 68% пожилых) событие значимо. И значимо только для 50-51% жителей сел, поселков и малых городов. Но и то вопрос, насколько и с каким знаком, да? Что интересно, жители Северо-Запада демонстрируют небольшую величину, там событие значимо только для 39%. А ведь «Великий Октябрь» таки случился именно там!

5. Порядка 50% опрошенных и 54% потребителей обычных СМИ видят в событиях Октября 1917-го скорее положительное явление. Такие же данные по объективной обусловленности этих событий.  (Соответственно, остальные, – нет.) Но эти проценты в общем растут с возрастом респондентов. И снижаются по мере их обеспеченности и... северности, так что хвастаться тут нечем!

6. Именно среди тех, кому до 30-ти, наиболее сильна поддержка белых в Гражданской войне. И даже память о такой поддержке, оказанной предками. Соответственно, минимальная поддержка иной стороны. У нас растет хорошая молодежь!

7. К счастью, только примерно по 7% опрошенных верит в классовую борьбу как причину «Октябрьской революции», и в то, что именно она привела к индустриализации. Проценты, понятно, выше для более возрастной публики.

8. На самом деле, я не рискну высказать никаких замечаний к устроителям опроса кроме некорректной типологии населенных пунктов и разрядов/родов занятий населения, а также подбора вопросов. Если бы граждан опросили по поводу необходимости свержения Монархии, уничтожения сословий, классовых, расовых и вероисповедных чисток, произвольных отъёмов собственности, – результаты еще в большей степени показали бы моральный уровень народа. И да, леворадикальные идеи вряд ли могут в современной РФ рассчитывать на что-то выше 10% всего электората. Выборы в парламент это неоднократно демонстрировали.

И. Бобров

 

От редактора

Ничуть не умаляя заслуг нашего автора (и члена редакционной коллегии, кстати) И. Боброва, необходимо внести некоторые уточнения. Уважаемый автор, к сожалению, не отвечает на вопрос: верить или не верить результатам опроса Фонда «Общественное мнение»? Он лишь выражает сомнение в достоверности данных.

А сомнение – это только новые вопросы. Если данные ФОМ верны, то в какой стране мы с вами живем? В той, где половина населения поддерживает насилие, террор, богоборчество? Как-то и правда не хочется верить в то, что наша Родина от детской болезни левизны перешла к старческому маразму и уже ничего не помнит.

Если же одна из ведущих социологических организаций в России дает искаженную картину, то где скрывается настоящая, как докопаться до истины?

И. Воронин