Чѣмъ живётъ современная деревня? По матеріаламъ наблюденій въ бывшемъ Тотемскомъ уѣздѣ

У жителей городовъ и въ наши дни остаётся нѣкоторое пренебреженіе селомъ. Его не замѣчаютъ, относятся къ нему съ опредѣлённымъ снобизмомъ, а то и вовсе разсматриваютъ его какъ феноменъ, доживающій свои послѣдніе дни. Потому и то, какъ живётъ въ настоящее время современная деревня, обычно никакъ не замѣчается. Развѣ что проѣздомъ. Давайте-ка мы, всё же, посмотримъ на неё. По крайней мѣрѣ, какъ выходецъ изъ деревни, постоянно её навѣщающій, я могу дать нѣкоторую перспективу, нѣкоторую точку для обзора и наблюденія.

Современныя деревни въ бытовомъ планѣ постепенно урбанизируются. Давно уже онѣ электрифицированы (нѣкоторыя ещё въ годы Императора Николая ІІ, лишь до нѣкоторыхъ провода дошли недавно — такъ въ Пакинѣ Вологодской области электрификація произошла только въ 2021 г., о чёмъ съ гордостью тогда писала губернская пресса), въ нихъ работаетъ интернетъ, причёмъ такъ, что въ рядѣ деревень сѣть работаетъ лучше, нежели въ Петербургѣ. Развита и мобильная связь, и телевидѣніе, вплоть до спутниковаго, и во многихъ мѣстахъ спокойно уже въ бытовой и торговой сферѣ пользуются банковскими картами и мобильными банковскими системами. Существуютъ профессіональныя учебныя заведенія, дающія знанія, которыя востребованы на селѣ. Единственное, что газификація обошла многія деревни стороной, да и дорожное сообщеніе въ русской глубинкѣ остаётся грунтовымъ. Но въ цѣломъ, на простомъ бытовомъ уровнѣ русская деревня предлагаетъ уже гораздо больше, нежели лѣтъ 10 назадъ.

Чѣмъ же живётъ деревня въ настоящее время?

Сельскіе жители задѣйствованы въ современности лишь въ нѣсколькихъ сферахъ: лѣсозаготовка, магазины, охранное дѣло, ремонтныя станціи и сельское хозяйство. Во всѣхъ возрастахъ мы сталкиваемся съ разной степенью занятости. Въ цѣломъ, въ деревнѣ проблема безработицы реализуется по-своему. Съ одной стороны, работы въ сельской мѣстности немного. Но съ другой, здоровый мужчина безъ сильной алкогольной зависимости вполнѣ можетъ найти себѣ работу въ сферѣ, напримѣръ, лѣсозаготовки, если у него нѣтъ спеціализированной квалификаціи. Если же оная есть, то вопросъ съ работой рѣшается уже и въ иной сферѣ. Разумѣется, всё это зависитъ отъ размѣра селенія, численности его населенія, а также отъ развитія инфраструктуры въ округѣ. Но въ деревнѣ дѣйствуетъ жёсткое правило: кто хочетъ работать, тотъ работу найдётъ. И находятъ.

Женщины, въ свою очередь, заняты либо веденіемъ домашняго хозяйства, либо задѣйствованы въ сферахъ торговли, медицины, воспитанія и преподаванія, въ зависимости отъ степени ихъ квалификаціи и образованія, а также наличія соотвѣтствующихъ рабочихъ мѣстъ.

Въ цѣломъ же лѣсозаготовка остаётся въ современности основной сферой экономической дѣятельности на селѣ, что черевато послѣдствіями какъ экологическаго характера (что уже замѣтно по уменьшенію полноводности рѣкъ и осушенію болотъ), такъ и потенціальными экономическими проблемами, связанными съ отсутствіемъ диверсификаціи и истощеніемъ ресурсовъ.

Веденіе сельскаго хозяйства является общимъ, но, за исключеніемъ собственно фермерскихъ хозяйствъ, это всё выражется лишь въ поддержаніи своей собственной семейной экономики. Лѣтнія сѣнозаготовительныя страды, заготовка урожая осенью, сборъ ягодъ и грибовъ, домашнее животноводство — всё это всё ещё присутствуетъ. Но представители младшихъ поколѣній этимъ занимаются всё менѣе активно. Въ рядѣ деревень на сотню жителей можетъ приходиться менѣе десяти головъ крупнаго рогатаго скота — въ то время какъ лѣтъ 20 назадъ чуть ли не каждое семейное хозяйство держало какъ минимумъ одну корову. Мелкій рогатый скотъ сейчасъ численно доминируетъ, что связано съ тѣмъ, что онъ требуетъ меньше физическихъ ресурсовъ для содержанія. Чаще всего содержатъ курицъ и свиней по тѣмъ же причинамъ. Въ отдѣльныхъ деревняхъ создаются и небольшія сельскохозяйственныя и животноводческія предпріятія разнаго профиля и различной степени экономической эффективности.

Въ связи съ сокращеніемъ численности сельскихъ жителей и старѣніемъ населенія происходятъ измѣненія въ инфраструктурной сферѣ. Уменьшается число образовательныхъ учрежденій: ранѣе, на каждую обособленную деревню приходилась своя школа, нынѣ же бываютъ ситуаціи, когда на цѣлое сельское поселеніе существуетъ только одна девятилѣтняя школа на нѣсколько деревень. Схожая ситуація съ медицинской помощью: въ рядѣ случаевъ въ деревняхъ уже отсутствуютъ фельдшерскіе пункты, что для старѣющаго населенія становится критической проблемой, а также перегружаетъ районныя медицинскія учрежденія. Въ рядѣ мѣстъ за послѣднія десятилѣтія исчезли автобусные маршруты, изъ-за чего сотни, если не тысячи людей оказываются безъ возможности использованія общественнаго транспорта. Съ другой стороны, во многихъ семьяхъ средняго возраста есть свои автомобили, что рѣшаетъ транспортную ситуацію лишь отчасти. Изъ-за всего этого цѣны на таксомоторныя услуги въ сельской мѣстности въ разсчётѣ на километръ превышаютъ аналогичныя въ Петербургѣ и Москвѣ. Въ совокупности съ необходимостью обращаться за медицинской помощью въ районные центры, а также съ необходимостью отправлять дѣтей на учёбу въ другіе населённые пункты, это приводитъ къ опредѣлённымъ финансовымъ трудностямъ.

Самой главной проблемой въ сельской мѣстности является, на мой взглядъ, алкоголизація сельскаго населенія, вызванная, посредѣ прочихъ и проблемой трудоустройства. Сильнѣе всего это сказывается на молодомъ поколѣніи, поскольку система цѣнностей современной молодёжи менѣе связана съ реализаціей себя черезъ физическій трудъ, а иныхъ альтернативъ сельская мѣстность практически не предоставляетъ. Могу сказать, что значительное количество моихъ одногодокъ и юношей нѣсколько младше меня на селѣ сильно алкоголизировались изъ-за невозможности самореализаціи и внѣшней депрессивности складывающейся ситуаціи. Женская половина сельскаго населенія также алкоголизируется, причины чего аналогичны. Въ цѣломъ, главной причиной сего посредѣ сельскаго населенія независимо отъ пола является невозможность самореализаціи въ кратко- или долгосрочной перспективѣ. Причиной же этой невозможности можетъ быть технологическое и информаціонное отставаніе села отъ города, а также чрезмѣрная урбанизація отечественной культуры и современнаго общества. Для самореализаціи многіе сельскіе жители перебираются въ городъ, поелику не видятъ пространства для этого на селѣ. Но и въ городѣ, порой, они сталкиваются съ той же проблемой. Выходцы изъ деревни просто оказываются въ чужеродной средѣ, которая не принимаетъ ихъ, и которую сами они не принимаютъ. Уходъ въ городъ для нихъ оказывается той формой эскапизма, что прямо противоположна юнгеровскому Уходу въ лѣсъ. Не путь къ свободѣ, но путь въ собственныя цѣпи, дорога въ петлю. Кто-то это понимаетъ рано, но вырваться не можетъ, кто-то понимаетъ слишкомъ поздно, а для кого-то эта истина остаётся закрытой.

«Но инымъ открывается тайна,

И почіетъ на нихъ тишина…

Я на это наткнулась случайно

И съ тѣхъ поръ всё какъ будто больна».

Анна Ахматова выхватила схожую мысль, хоть это и является рефреномъ на книгу Сираха («Мнози суть высоцы и славни: но кроткимъ открываются тайны». (Сир. 3:19)), а не на какія-то размышленія столь прикладного характера. Однако жъ, мои наблюденія говорятъ именно о такомъ.

Сельская мѣстность практически лишена духовнаго окормленія. Храмы, стоявшіе до революціи, въ большинствѣ мѣстъ были разрушены и не возстанавливаются по разнымъ причинамъ отъ экономическихъ до демографическихъ. При этомъ, сельское населеніе, несмотря на всю атеистическую политику времёнъ СССР, является вѣрующимъ, пусть и неорганизованнымъ и, въ связи съ этимъ, суевѣрнымъ. Отсутствіе духовнаго оріентира является важной проблемой, что связано и съ озвученнымъ выше.

Общественная жизнь присутствуетъ въ видѣ какъ обязательныхъ празднованій, на подобіи дней деревни, такъ и локальныхъ традицій и праздниковъ. Такъ, въ рядѣ мѣстъ, гдѣ я бывалъ, принято устраивать ярмарку послѣ дня Святой Живоначальной Троицы. Дѣйствуютъ фольклорные ансамбли, есть свои поэты, писатели и музыканты. Существуетъ традиція празднованія какихъ-либо важныхъ частныхъ событій не въ рамкахъ семьи, а въ масштабахъ цѣлой деревни. По существу, сельскіе жители болѣе открыты, нежели городскіе. Но въ то же время сельскіе нравы оказываются тяжёлыми для человѣка со стороны. Разный образъ жизни закладываетъ и разное отношеніе къ ней.

Въ политическомъ планѣ современная деревня представляетъ изъ себя опредѣлённый сплавъ консервативнаго государственничества съ совѣтской ностальгіей, что хорошо прослѣживается во время электоральныхъ цикловъ. Монархическія настроенія если и присутствуютъ, то неопредѣлённыя: мысль о томъ, что въ Россіи долженъ быть царь, прослѣживается, но твёрдой формы она не имѣетъ. Скорѣе, она представляетъ изъ себя обычную тягу къ сильной рукѣ, которая бы рѣшала всѣ вопросы. Своеобразный русскій глубинный монархизмъ.

Главнымъ объектомъ совѣтской ностальгіи, помимо общегосударственнаго культа Великой отечественной войны, являются 1980-е, которые были наиболѣе сытыми и богатыми годами для сельской мѣстности въ планѣ уровня доходовъ и обезпеченности ресурсами. Событія 1930-хъ вспоминаются, скорѣе, негативно, поскольку у многихъ поселянъ ихъ родители и иные старшіе родственники были въ той или иной степени подвергнуты преслѣдованіямъ. Правда, этотъ періодъ оказывается и временемъ забвенія. Послѣвоенные годы также вспоминаются скорѣе негативно, поелику они связаны въ памяти сельскихъ жителей съ голодомъ и тяжёлыми условіями. Эпоху Хрущёва вспоминаютъ также негативно изъ-за его сельскохозяйственныхъ экспериментовъ и антицерковной политики: большинство церквей въ той округѣ, гдѣ я проводилъ данныя наблюденія, были разрушены при нёмъ.

Текущая картина въ цѣломъ скорѣе печальная. Да, есть опредѣлённое развитіе. Подтягивается инфраструктура, въ бытовомъ планѣ сельская жизнь становится комфортнѣе для городскихъ обывателей. Но немало серьёзныхъ проблемъ, которыя требуютъ своего разрѣшенія порой и на государственномъ уровнѣ.

Во-первыхъ, необходимо рѣшать проблемы духовнаго характера. Проводить и содѣйствовать проведенію реставраціи храмовъ, организаціи приходской жизни, миссіонерской дѣятельности.

Во-вторыхъ, слѣдуетъ рѣшать вопросы съ организаціей занятости. Лучшими варіантами будетъ созданіе большихъ фермерскихъ хозяйствъ производящей и перерабатывающей промышленности для того, чтобы активнѣе вовлекать незанятое мѣстное населеніе въ производство. Въ этомъ же планѣ нужно открывать новыя учебныя заведенія для профессіональной подготовки молодёжи, а не только для обезпеченія ихъ стандартизированнымъ массовымъ образованіемъ.

Въ-третьихъ, необходимо рѣшать вопросы досуга. Молодое поколѣніе въ сельской мѣстности буквально предоставлено само себѣ, не имѣя какихъ-либо центровъ массоваго притяженія для продуктивной дѣятельности и саморазвитія. Досугъ молодёжи въ современности въ деревнѣ какъ правило деструктивенъ, а порой и асоціаленъ. Достодолжная организація досуга позволитъ способствовать большей самореализаціи юношей и дѣвушекъ въ позитивномъ ключѣ.

Въ-четвёртыхъ, важнымъ является организація въ сельской мѣстности всѣхъ условій для существованія представителей разныхъ поколѣній, что связано съ расширеніемъ сѣти медицинскихъ и учебныхъ заведеній, со строительствомъ библіотечно-информаціонныхъ центровъ. Этотъ вопросъ рѣшается уже на уровнѣ государственномъ черезъ цѣлевую подготовку необходимыхъ на селѣ спеціалистовъ, субсидированіе и федеральныя программы. Первые три шага можно реализовывать на мѣстахъ, но вотъ данный пунктъ требуетъ уже пересмотра всей государственной политики.

Почему это важно? Вспомнимъ классика: «если русскихъ останется одинъ хуторъ, то и тогда Россія возродится». Задумайтесь: а если не останется и одного? Не стоитъ забывать про наши хутора, нужно способствовать ихъ жизни. Неспроста же большевики чуть ли не первымъ дѣломъ уничтожали именно русскую деревню? И какъ они её уничтожали, такъ и мы должны её беречь и дать ей силъ на возрожденіе.

Если не останется и одного хутора, то какъ быть намъ?

 

Н. Кузнецовъ.

Примечание редакции

По настоятельной просьбе автора его текст публикуется в традиционной русской орфографии.