Россия как Великая Возможность

Жизнь отличается от смерти,

воля отличается от неволи,

вера отличается от безверия,

а честь от бесчестья, – наличием возможностей.

Возможность исполнить свою обязанность, соблюсти своё предназначение, раскрыть в себе лучшее, послужить Богу и ближним, стяжать почет и того более, – называется честью.

 

Возможность отринуть ненужное, творить добро, возможность иметь и нести доброе радование, – называется свободой. Свободой в хорошем смысле, естественно.

 

Возможность знать о Божественном, иметь упование свыше, знать вышнюю правду и стяжать благодать, иметь собратий по надежде, – называется верой.

 

Возможность соразмеряться с порядком, следовать ему, пользоваться им, и рассчитывать на последствия своих действий, – называется правом.

 

Возможность потребления благ, – называется богатством. Что касается и духовных, и душевных, и материальных благ.

 

Возможность понимать явления,  – называется знанием.

 

Кто-то может противопоставлять свободу и веру, веру и знание, знание и богатство, богатство и честь, честь и право, право и свободу... Можно противопоставлять до бесконечности, да... Но – стоит ли? Ведь жизнь, со своими разнообразными возможностями, слоиста, иерархична, в ней нет полного смешения. И да, возможность более или менее верно выбрать важное, расставить возможности, -- великая возможность. Она даётся тем, что называется культурой, нравственностью, укладом.

 

Немалые возможности существуют у нас именно как у русских.

 

Это наше великое и разнообразное пространство, роскошества нашего простора, в котором отражается Божье Небо.

 

Это наши люди, иной раз восхитительные, умилительные до слез люди, – наверное, не во всякой стране отшельник мог говорить «человек человеку радость», радоваться пришествию человека (напомню, то был всю жизнь мучимый ревматизмом Св. Серафим Саровский). У нас, с нами, – мог, и дай Боже, мы не забудем его слов и его радости.

 

Это наша речь, богатства нашей речи, столь подходящей для повествования, для обстоятельного рассказа, для утверждения, для обдуманного умысла, для покаяния и скорби, для чествования и памятования...

 

Это наш вкус, высокий вкус нашего сословного строя, нашего зодчества,  нашей скульптуры, нашей живописи, нашей кухни, нашей бани... (Вспоминаю «Лад» В. Белова, памятные слова Б. Шергина, «Лето Господне» Шмелева, и не смею сказать иное).

 

Это наши герои, то есть люди сверхусилия, многих из которых мы, увы, не помним, либо помним лишь смутно. Впрочем, к счастью, нам нет нужды присваивать себе чужих героев, чужие доблести, и нет нужды искать героизма ради самоутверждения! Служение Трону и Алтарю, чести предков и благу ближних, столь плодоносно среди нас что наше подвижничество даже иногда идёт в урон повседневному упорядоченному усилию.

 

Именно широта и глубина наших русских возможностей, их всеобъемлющий характер, и их жизнь внутри нас, – могут заставить нас их не замечать и даже отрицать. От чего приходится предостеречь.

 

Именно духовное содержание наших возможностей делает нас Святой Русью, в которой не просто святость составляет цель, но и любая неправда может обернуться похабщиной и уродством.

 

Именно душевная направленность наших возможностей делает нас и всемирно отзывчивыми, и довольно обидчивыми к мелочам: особенно русский разночинец столь многое принимает на свой счёт, его щепетильность иной раз способна просто ужасать.

 

Сегодня, к русским возможностям, русским смыслам, русской радости может вернуться и отчасти уже возвращается наш Юго-Запад. Наше пространство от Северского Донца до Дуная и Тисы. Наше пространство, где стоят наши святыни, где было (и желаем, чтобы возродилось!) правление наших Государей, где нами основаны города, проложены дороги, обустроены поля и шахты, леса и фабрики.

 

Здесь уже сделано столь многое. Воссоединение пространства железом, кровью и ...той любовью, о которой говорил Тютчев в своих стихах о Бисмарке.

 

Происходит значительное усилие нации, усилие тех людей, которые были ещё недавно только возможными активными гражданами, только возможными бойцами, а сегодня осуществляют значительный труд, иной раз и до последней капли крови.

 

Происходит крах дерусификаторского, расчленительского, глубинно неправого проекта украинизма, реально больше нарушавшего имеющиеся для людей и земель возможности, чем созидавшего какие-либо. Как бы то ни было, украинизм уже обернулся распадом пространств, междоусобицей, разрухой, с последствиями которой, естественно, сам не справился бы никак. Но русская возможность собрать распадающееся, воссоединить воссоединимое, развернуть простор для дела, – вовсе не становится меньше. Как бы то ни было, наши геополитические противники уже несут значительный урон, и их расходы уже отчасти покрывают наши издержки. Как бы то ни было!

 

В нас и вокруг нас есть великие возможности, скромно и радостно, без мелочной боязни воспримем то, что имеем и можем.  И да поможет нам Всеблагий Бог!