Об агитации и активности

Выдающийся наш публицист и мыслитель Иван Солоневич как-то обмолвился: «Нам нужно «колыхать» монархическую активность наших единомышленников». Прошло более полувека, а эти его слова по-прежнему для нас актуальны.

Нельзя сказать, что современные российские монархисты слишком уж пассивны. Организуются молебны и панихиды (здесь монархистам вообще нет равных), конференции и выставки, конкурсы и митинги и прочие мероприятия. Однако не покидает ощущение, что вся эта агитационная работа зачастую направлена внутрь, а не вовне. Собрались единомышленники, поговорили «за монархию», убедили друг друга и благостно разошлись с чувством выполненного долга. Прибавилось ли наших сторонников после таких акций? Вряд ли. «Бойцы вспоминали минувшие дни…»

Вспоминаются 1990-е годы, когда в Петербурге, например, монархические акции проводились буквально еженедельно. Был просветительский пикет в Петропавловской крепости, распространялись листовки, другие пропагандистские материалы. Иногда удавалось провести и вполне оригинальные действа. Скажем, возложение цветов к памятнику Николаю I в годовщину подавления восстания декабристов. Или пикетирование французского консульства по случаю 200-летия казни Короля Людовика XVI. Или панихида по жандармам – последним охранителям законной власти в феврале 1917 года – на Марсовом поле. Много чего было.

Это не ностальгия. Это иллюстрация. Был тогда у монархистов настоящий юношеский задор, горение за идею. Сегодня, условно говоря, вчерашние студенты стали преподавателями, этакими академиками с тросточками. Только учеников у них с каждым годом не прибавляется.

Говоря об агитации и активности, мы сначала должны расставить приоритеты: во-первых, содержание и во-вторых, потенциальная аудитория. Содержание необходимо строить на распространении достоверной и актуальной информации о Российском Императорском Доме, о ключевых моментах русской истории, наконец, о том, что без монархии, стержневого хребта тысячелетней русской государственности, у России просто-напросто нет перспектив развития. Мы обречены быть и Империей, и монархией.

Вопрос об аудитории, как минимум, дискуссионный. Кто-то считает, что необходимо ориентироваться на нынешние российские элиты, а кто-то убежден, что надо овладевать «сознанием масс». На самом деле, возможен компромисс или двойственность. Работу надо вести в обоих направлениях при поддержке Русской Православной Церкви. К сожалению, не все ее представители осознают благостность монархической идеи, но церковная среде по определению наиболее благоприятна для развития нашего дела.

Насчет элит больше сомнений – мы видим, насколько неоднороден ее состав, тут православные олигархи, и западники в худшем смысле этого слова. Впрочем, и «народишко» тоже нынче не богоносец. Но что есть, то есть.

Людей, считающих (или называющих) себя монархистами, в сегодняшней Росси не так уж и мало – процентов 25. Другое дело, что в слово «монархия» каждый из них вкладывает свой смысл, зачастую совсем неканонический. Наша задача – привлечь их на свою сторону, предварительно объяснив тонкости и смысл идеологии. Это огромный резерв, до сих пор не использованный.

Да, шаг за шагом, да, по теории малых дел – иного пути у нас нет.

 

На фото: 1992 год. Монархический пикет у Петропавловского собора в Санкт-Петербурге