НАШ АРХИВ

001-small.gif (28228 bytes)

№ 16

Санктъ-Петербургъ

годъ 1992

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

СОДЕРЖАНИЕ:

ГОСУДАРЫНЯ В РОССИИ. С 3 по 10 сентября Глава Российского Дома Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна, Наследник Государь Великий Князь Георгий Михайлович и вдовствующая Государыня Великая Княгиня Леонида Георгиевна вновь посетили Россию. Высокие Гости побывали в Москве, Санкт-Петербурге и Костроме.

ВСЕРОССИЙСКИЙ МОНАРХИЧЕСКИЙ СЪЕЗД

ПРОГРАММНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВМЦ

Е. Лукашевский

ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА ВОСТОРГОВА. На иконе Собор Святых Новомучеников Российских от безбожников убиенных он изображен рядом с членами Царской Семьи. С другой стороны изображен святой праведный Иоанн Кронштадтский и петербургские новомученики, священники Филисоф Орнатский и Иоанн Кочуров.

Отец Иоанн Восторгов! Немного хорошего знали о нем русские люди до недавнего времени. "Мракобес и черносотенец" - ВОТ то единственное, что писалось о нем в советской публицистике. Автор этих строк должен покаяться и сказать, что три года назад и он, стремясь привлечь внимание "интеллигентной" и "демократической" части населения к образу святого Иоанна Кронштадтского, вопрос о канонизации которого стоял на повестке дня, но всячески тормозился "перестроечным" руководством, в своей статье о великом молитвеннике петербургском допустил грубый и несправедливый выпад в адрес о. Иоанна Восторгова (Е. Лукашевский, "Кронштадтский проповедник", "Наука и религия" № 5, 1990).

М. Кулыбин

О ВЕРЕ И ВЕРНОСТИ. Противники восстановления в России Легитимной (т. е. Законной) Монархии презрительно именуют легитимистское монархическое движение "мальчишеским". При этом они проявляют замечательную глупость, ибо будущее - за молодыми, а следовательно - за легитимистами, среди которых действительно много молодежи.

Иеромонах Владимир (Овчинников)

„БЕЗ МЕНЯ НЕ МОЖЕТЕ..." Вы узнали эти слова Спасителя из Евангелия от Иоанна (15, 5): "без Меня не можете делать ничего"? Они прямо относятся к тем монархистам, которые политической трескотней, мирской суетой закрывают от себя и от других главное.
А главное заключается в тайном, мистическом, духовном значении Монархии. Тот, кто пытается восстановить ее митингами, демонстрациями, собраниями, пропагандой и агитацией и т. п. - тот уподобляется самым злейшим ее врагам. Ведь они брали и берут на вооружение те же самые методы. И если действовать так, то остается надеяться лишь на то, что монархисты окажутся умнее, сильнее, искуснее или удачливее.

М. А.

ТАК ГОВОРИЛ ИВАН СОЛОНЕВИЧ. Для монархистов Иван Лукьянович Солоневич не нуждается в рекомендациях. Один из классиков монархической идеологии и публицистики, основатель Народно-Монархического Движения и газеты "Наша Страна" - его имя пользуется заслуженным и весомым авторитетом. Однако многие, кто любит ссылаться на Солоневича, видимо плохо представляют себе его идеи и политические убеждения. Речь идет, в частности, о тех основополагающих вопросах, по поводу которых возникает разлад в современном монархическом движении - вопросах престолонаследия и функций Земских Соборов. Между тем, мнение И. Л. Солоневича по этим вопросам было определенным и однозначным. Предоставим ему слово.

А. Панаиоти

ЗАЩИТНИК РУССКИХ. 58 лет назад, 9 октября 1934 г. во французском городе Марселе усташским террористом злодейски убит один из выдающийся Православных Государей нашего столетия - Король Югославии Александр I Карагеоргиевич.

О МОНАРХИЧЕСКОМ ПРАВОСОЗНАНИИ. Мы предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из книги замечательного русского философа, юриста и публициста профессора Ивана Александровича Ильина (1883-1954 гг.) "О монархии и республике", изданной в Нью-Йорке издательством "Содружество" в 1979 г. (стр. 214-219).

М. Александров

ОКОЛОМОНАРХИЧЕСКАЯ ТУСОВКА. В начале была газетная публикация - программа "Всероссийской Партии Монархического Центра" (ВПМЦ) в виде приложения № 2 за 1992 г. к "Русскому Вестнику". Несмотря на эпитеты, коими награждалась несуществующая партия и ее программа: "первая партия русского консерватизма", "столбовая дорога российской государственности" - публикация эта, честно говоря, "впечатления разорвавшейся бомбы" не произвела. К тому времени писание партийных программ сделалось своеобразным литературным жанром, и данный опыт был уже не первым на страницах того же "Русского вестника". Немало партий начиналось и кончалось подобным образом.

Откровения демократов

В. НОВОДВОРСКАЯ, лидер Демократического Союза

ДЕМОКРАТИЯ- ЭТО БАЛАГАН. Редакция "Монархиста" вводит на страницах нашей газеты новую рубрику "Откровения демократов", состоящую из заявлений известных демократов, которые, на наш взгляд, верно отражают сущность демократии.

Монархистъ № 16, 1992, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

 

ГОСУДАРЫНЯ В РОССИИ

С 3 по 10 сентября Глава Российского Дома Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна, Наследник Государь Великий Князь Георгий Михайлович и вдовствующая Государыня Великая Княгиня Леонида Георгиевна вновь посетили Россию. Высокие Гости побывали в Москве, Санкт-Петербурге и Костроме.

Подробности пребывания Авгу-стейшей Семьи в России читайте и газете "Гражданин Империи" № 7'92.

Редакция "Монархиста" располагает информацией, что Государыня вновь посетит Санкт-Петербург в начале ноября с. г. в ознаменование годовщины первого визита Главы Императорского Дома Романовых покойного Государя Великого Князя Владимира Кирилловича в Россию.

Русские люди, встречайте свою Государыню!

Монархистъ № 16, 1992, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ МОНАРХИЧЕСКИЙ СЪЕЗД

22-23 августа с. г. в Таганроге состоялся Всероссийский Монархический съезд, собравший представителей 27 монархических организаций из всех регионов России: М. Александров (Христианско-Монархический Союз, Санкт-Петербург), Н. Лукьянов (Московский Монархический Центр), Ю. Лохин (Таганрогский Монархический Союз), О. Гимазов-Одинцов (Омский отдел РИС-0), Р. Днепровский (Иркутский Монархический Центр), Н. Костикин (Конституционно - Монархический Орден, Минеральные Воды), М. Косков (Пермский Монархический Союз), о. Валерий Рожнов (Курский отдел РИС-0) и др. Присутствовали и представители монархической прессы: А. Закатов ("Престол"), М. Кулыбин ("Монархист"), И. Воронин ("Гражданин Империи").

На съезде, несмотря на провокацию "соборников" в лице Донского Монархического Центра (А. Нетесов), был образован Всероссийский Монархический Центр - коалиция легитимистских организаций, созданная для координации их действий. Председателем ВМЦ избран Н. Лукьянов, председатель ММЦ.

Монархистъ № 16, 1992, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

 

ПРОГРАММНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВМЦ

 

I. ЦЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ
1. Целью Всероссийского Монархического Центра (ВМЦ) является восстановление Монархии в России и возведение на Престол Законного Государя из Дома Романовых.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Монархия является единственным естественным государственным строем, имеющим Божественное происхождение, поэтому только монархическое устройство человеческого общества признается законным и справедливым.
Любая власть без монархического возглавления есть узурпация, ибо не имеет законного источника происхождения. Всякое государственное устроение получает законные права только в силу утверждения их Верховной Монархической Властью.
Монарх, как Глава Государства и Отец подданных, несет ответственность в Своих действиях перед Богом. Нарушение иерархического принципа теорией о народе, как источнике власти не допустимо, ибо противоречит Богоустановленному порядку вещей и человеческой природе.

Исторической формой Монархии в России всегда было Самодержавие, основанное на единении ЦАРЯ с народом. Самодержавный Строй есть подлинно конституционный в том смысле, что исключает господство чьей-либо воли над волей Нации.

Династически Законный Монарх, получающий власть по праву рождения, не зависим от групповых, партийных и иных частных интересов, являясь выразителем воли всей Нации. Соблюдение правильного порядка наследования Престола составляет необходимое условие Монархического Строя. По Законам Российской Империи в настоящее время Главой Российского Императорского Дома является Е. И. В. Государыня ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА, де-юре обладающая всеми правами Императрицы Всероссийской. Все истинные монархисты объединяются вокруг Государыни, считают себя Ее верноподданными и поддерживают Ее начинания. Безумная и богопротивная идея выборов Царя отвергается безусловно, ибо противоречит самому монархическому принципу.
Восстановление Монархии в России является первоочередной задачей, без выполнения которой невозможно дальнейшее существование государства.
Возрождение религиозной жизни в России станет насущной задачей Монархической власти. Православная Монархия обеспечит свободное исповедание всех традиционных религий и прекратит распространение безбожия и сатанизма.
Национальное устройство Российской Империи будет основываться на равноправии перед Законом всех народов, населяющих ее, в том числе в области управления. Каждая нация и народность, пребывающая под Скипетром Императоров Всероссийских, имеет право на сохранение собственного самоуправления, в соответствии с традициями Российской Империи.
Социальный строй Российской Империи будет основан на принципе соблюдения
прав и интересов всех групп населения и разрешении противоречий силой независимого авторитета Монарха.

Экономический строй Россия обеспечит развитие частной инициативы, поощрение национального капитала, прекращение бесцельной растраты и продажи национального достояния и взаимовыгодное экономическое сотрудничество с дружественными странами.

Российская Империя предпримет все необходимые усилия для сохранения территориальной целостности Державы, исторического наследия предшествующих поколений Россиян. Присоединение или передача каких бы то ни было территорий осуществляется только по воле ЦАРЯ и с согласия народа. Соблюдение прав Русского и любых других народов, обращающихся за помощью к России, где бы они не находились, гарантируется Российской Императорской Властью.

III. ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
Всероссийский Монархический Центр есть союз людей, желающих возрождения исторической государственности России, без которой невозможно ее дальнейшее существование. Участниками ВМЦ могут быть представители всех религиозных, национальных и социальных групп, стремящихся к восстановлению Монархии и признающие своей Государыней ВЕЛИКУЮ КНЯГИНЮ МАРИЮ ВЛАДИМИРОВНУ.

Отделения ВМЦ, образующиеся в разных местностях, обладают полной самостоятельностью и могут организационно устраиваться с учетом условий своего существования и собственным руководством. Приветствуется присоединение к ВМЦ ныне существующих монархических организаций. Для участия в деятельности ВМЦ достаточно признания пункта 1 Программы Действий, т. е. монархических убеждений и верности Дому Романовых в Лице Его Главы.

Каждое отделение ВМЦ, или отдельный член, действует по своему усмотрению, в зависимости от ситуации и под собственную ответственность. Направление деятельности отделений может носить самый разнообразный характер в рамках действующего законодательства.

Для обеспечения согласованности действий, обмена приобретенным опытом и определения первоочередных задач образуется Совет ВМЦ.

ВМЦ не отвергает ни одного законного способа восстановления Монархии. Предпочтительным является народное волеизъявление, выраженное в акте его представителей на Земском Соборе или ином представительном учреждении.
Деятельность членов ВМЦ состоит в проповеди монархической идеи всеми доступными способами. Каким бы родом деятельности ни занимался член ВМЦ, он обязан использовать все предоставленные ему Богом возможности для службы Государыне.

Члены ВМЦ должны всемерно поддерживать представителей власти, сознающих значение монархического принципа, и стараться привлечь их в ряды ВМЦ. Допустимо выдвижение кандидатов в существующие выборные органы власти. Подготовку к выборам следует проводить даже в тех местностях ,где трудно рассчитывать на широкую поддержку населения, для осуществления монархической пропаганды. Необходимо искать единомышленников в рядах существующих политических и иных объединений, и с их помощью содействовать переходу этих организаций на службу монархической идее.

Все члены ВМЦ приносят перед Богом присягу на верность Главе Российскою Императорского Дома Е. И. В. Государыне Великой Княгине Марии Владимировне и Ее Наследнику Великому Князю Георгию Михайловичу.

Как верноподданные Государыни, члены ВМЦ в монархической пропаганде обязаны в первую очередь излагать Ее мнения по тем или иным вопросам. Скорейшее оповещение и рассылка Царских Обращений и иных заявлений возлагается на назначенных для этой цели членов Совета.

Для информирования всех отделений и членов о Заявлениях Государыни и проводимой работе, а также для развития теоретических положений монархизма необходимо издание общего печатного органа. Каждое отделение, по мере возможности, должно стараться издавать собственный вестник.
Каждое отделение ВМЦ носит определенное название и может быть зарегистрировано в официальных органах власти.

Принято на Всероссийском Монархическом Съезде 23 августа 1992 г.

Монархистъ № 16, 1992, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

Автор: Е. Лукашевский

ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА ВОСТОРГОВА

На иконе Собор Святых Новомучеников Российских от безбожников убиенных он изображен рядом с членами Царской Семьи. С другой стороны изображен святой праведный Иоанн Кронштадтский и петербургские новомученики, священники Филисоф Орнатский и Иоанн Кочуров.

Отец Иоанн Восторгов! Немного хорошего знали о нем русские люди до недавнего времени. "Мракобес и черносотенец" - ВОТ то единственное, что писалось о нем в советской публицистике. Автор этих строк должен покаяться и сказать, что три года назад и он, стремясь привлечь внимание "интеллигентной" и "демократической" части населения к образу святого Иоанна Кронштадтского, вопрос о канонизации которого стоял на повестке дня, но всячески тормозился "перестроечным" руководством, в своей статье о великом молитвеннике петербургском допустил грубый и несправедливый выпад в адрес о. Иоанна Восторгова (Е. Лукашевский, "Кронштадтский проповедник", "Наука и религия" № 5, 1990).

Вообще, и последние десятилетия о нем старались поменьше говорить. А вот в 20-е годы, когда палачи и убийцы "бывших" были в почете, на страницах Большой Советской Энциклопедии, отредактированной Бухариным, можно было узнать интересную деталь о том, что "после Октябрьской революции 1917 г. Восторгов был арестован и, как активный деятель старого режима, расстрелян МЧК". Не правда ли, просто и лаконично?

Впрочем, сотрудник энциклопедии слишком скромно оценивает деятельность о. Иоанна. Он был активен не только при "старом", но и при "новом" режиме. Правда, эта активность не имела ничего общего с активностью вылезших на свет Божий провокаторов и предателей "обновленцев", делавших все для того, чтобы "тихо и мирно" похоронить Церковь, и деятельно помогавших "рыцарям революции" истреблять честных священнослужителей.

Убежденный патриот и монархист, верный сын Православной Церкви, о. Иоанн Восторгов с первых дней революции обрушил свой гнев на тех, кто, разрушая Церковь и подавляя в людях веру в Бога, вел к гибели и Русское государство. Он не побоялся в самом центре Москвы, рядом с Кремлем, превратившимся в штаб большевиков, смело бичевать тех, кого считал врагами и губителями России. Именно этого и не могло простить ему кремлевское руководство. Летом 1918 г. по ложному обвинению в "антисемитской агитации в московском соборе Василия Блаженного", он был арестован и 23 августа 1918 г. расстрелян. В протоколе приговора было указано: "как темная личность и враг трудящихся".

Итак, "враг трудящихся", "антисемит", "темная личность". Не будем останавливаться на последнем, никому и ничего не говорящем, определении. Обратимся к обвинению о. Иоанна в антисемитизме. Хотелось бы напомнить, что этот активнейший участник деятельности православно-патриотических союзов и враг всякого террора публично и резко осудил один из немногих террористических актов, совершенных представителями право-экстремистских групп,- убийство думского деятеля М. Я. Герценштейна, человека, стоявшего на лево-либеральных позициях. Вот что писал тогда о. Иоанн: "Ни частным лицам, ни частным кружкам власти судить и изрекать приговор кары и возмездия не предоставлено. Наша сила - сила убеждения, наше оружие - оружие трезвой мысли и слова, и апелляция наша - апелляция к совести общественной и власти земной. Иначе это расписка в собственном бессилии, даже в собственном неверии или маловерии в свое дело". А вот его оценка национализма: "К сожалению, даже среди правых, патриотизм нередко понимается в смысле европейском, то есть, в сущности, в смысле языческом. Это национализм животный, зоологический, основанный исключительно на привязанности к своему народу, к своей земле, к своему государству. На чем основывается такая привязанность? Только на том, что все это - свое. Но ведь это не разумная причина, здесь не высокие побуждения. Так любит свое и животное...". Как видим, о. Иоанн уже тогда предвидел появление зоологического шовинизма именно в "просвещенной" Европе, где еще в XIX веке были посеяны семена его в работах Гобино, Чемберлена и столь любимого атеистами Э. Геккеля. Истинный патриотизм, считал о. Иоанн, может носить только христианский характер. "Крест и Евангелие, сохранение и распространение христианства, усвоение людьми искупи-тельных заслуг и благодеянии Богочеловека - вот что является достойным знаменем великого и мирового народа. Тогда и национализм станет воцерковленным и будет не целью, не идолом, а средством служения Царству Божию. Тогда и патриотизм будет воцерковленным и государству укажет беспредельную ширь идеалов и целей небесных и вечных...". Так пишет о. Иоанн в статье "Идея Отечества" (против космополитизма и социализма). Другое дело, что о. Иоанн был человеком прямым и открытым, и называл вещи своими именами. Поэтому, если он видел, кто служит разрушению русской государственности, то он, презрев "общественное мнение", говорил то, что считал нужным сказать.

Непосредственным же поводом для ареста о. Иоанна послужила проповедь, произнесенная им в соборе Василия Блаженного, настоятелем которого он являлся, в день мученика младенца Гавриила (20 апреля), христианского мальчика, замученного в Белостоке фанатиками-иудеями в 1690 году. Враги о. Иоанна сделали из его проповеди необходимые для себя выводы, хотя, конечно, предлогов для его ареста можно было найти сколько угодно. Таким образом, не мнимый антисемитизм, а глубокий патриотизм о. Иоанна, был причиной ненависти к нему врагов русской государственности.

Другой пункт "обвинения" - "враг трудящихся". Дадим краткую биографическую справку об о. Иоанне. Иоанн Иоаннович Восторгов родился 20 января 1864 года в семье сельского священника в Ставропольской губернии. Теперь уже ни для кого не секрет, что сельское духовенство было именно тем слоем русского образованного общества, который ближе всего стоял к простому народу, лучше других знал его чаяния и нужды. Уже одно это говорит о многом. По окончании семинарии, Иоанн Восторгов был рукоположен в священники. Служил сначала в родном селе, а затем был переведен в Тифлис и назначен епархиальным миссионером Грузинского экзархата. Изучив древнехалдейский язык, на котором говорили персидские христиане-несторине, он отправляется с миссией в Персию и, после нескольких лет самоотверженного труда, приводит к Православию трех несторианских епископов с двадцатитысячной паствой.

Деятельность о. Иоанна получила высокую оценку со стороны Экзарха Владимира Богоявленского, будущего Московского, а затем Киевского Митрополита, первого иерарха-новомученика. Став Московским Митрополитом, он приглашает о. Иоанна в Москву, но решением Св. Синода тот был назначен синодальным миссионером-проповедником. С этого времени миссионерская деятельность о. Иоанна направлена на обращение к Православию не жителей далеких экзотических стран, а тех русских людей, которые в силу жизненных невзгод или антихристианской пропаганды революционеров, отступили от веры. Эту деятельность в форме проповедей, речей, воззваний он ведет в течение всей своей жизни, трагически оборвавшейся летом 1918 г. Написанные им брошюры читает вся Россия.

Вся Сибирь становится полем его миссионерской проповеди. Тобольск, Омск, Иркутск, Петропавловск-на-Камчатке - где только не звучало его страстное обличительное слово! В особую заслугу о. Иоанну можно поставить его деятельность по устроению церковной жизни на местах проживания переселенцев в Сибири. Везде и всегда он с народом, с тружениками Земли Русской. Много делая для подготовки священнослужителей в сельской местности, о. Иоанн заботится и о духовном образовании женщин. В 1913 г. его стараниями был открыт женский Богословский Институт в Москве.

Но будучи с народом, о. Иоанн неустанно разоблачал лживых "радетелей" народа, "волков в овечьей шкуре", тех, кто разрушая веру в Бога и Царя, обещали пароду златые горы в царстве демократии и социализма.

В своей работе "Христианство и социализм" (М., 1907). он пишет: "...в социализме много своей собственной правды, много жизненной правды. Правда, что на свете много недостатков и несовершенства... И, конечно, надо дать торжество правде, надо дать всем нуждающимся и обремененным, всем униженным и оскорбленным, выход к достойному существованию, человеческому, а не звериному". Так писал этот "враг трудового народа".

Но социалисты, отмечает он далее, только констатируют этот факт. И в этой констатации вся правда социализма. "Больше в нем никакой правды. Все дальнейшие рассуждения социализма о том, как получились несовершенства жизни, от чего они зависят и особенно о том, какими средствами их переделать - все это одна сплошная неправда".

И этой неправде о. Иоанн объявляет беспощадную войну Он обличает ложь социалистов о том, что по мере мирного развития общества, рабочим живется все хуже и хуже, опровергая статистическими данными по Европе и России. Он разоблачает сам социалистический идеал общественного устройства с его насильственным уравниванием и стеснением свободы. "Человек будет сыт в социалистическом государстве, но человека-то там и нет. Нет свободы, а без нее что в мертвом равенстве? Так равны камни на стене, так равны мертвые на кладбище". О. Иоанн постоянно подчеркивает, что путь к этому, якобы счастливому обществу, лежит через потоки крови. Наконец он указывает на утопичность, антинаучность самого идеала социализма. "Даже и осуществленный идеал социализма, - писал он, - идеал "мещанского счастья", тупой сытости и физического довольства... никогда не удовлетворил бы людей. Но и этот идеал - утопия. Верить обещаниям социализма совершенно равносильно тому, если бы кто поверил доктору, что он своими лекарствами сохранит человеку навсегда молодость и избавит навеки от смерти. Это верить в сказки".

Но главное острие своей критики социализма он направляет на его атеизм, воинствующее антихристианство. При этом он обращает внимание на то, что большинство социалистов, которые в борьбе с религией постоянно апеллируют к науке, в научном отношении сами глубоко невежественны, в отличие от многих глубоко верующих ученых.

Особенно резко выступает он против тогдашнего вождя немецкой социал-демократии А. Бебеля, яростного антихристианина и русофоба, прямо заявлявшего о готовности использовать германский милитаризм для борьбы с Россией. Да это и не удивительно, ведь именно Российская Империя и ее духовная сила - Православие, были главным камнем преткновения для социалистической пропаганды. Именно эту страну мировая социал-демократия хотела видеть поверженной в прах и всеми силами стремилась к достижению своей цели.
Все это прекрасно видел о. Иоанн и неустанно разоблачал ложь социализма. Враги не могли этого ему простить. После революции судьба его была фактически предрешена. Жить ему оставалось менее года...

Он был казнен вместе с епископом Селенгинским Ефремом, ксендзом Людостанским, бывшими министрами внутренних дел Н. Маклаковым и А. Хвостовым, Председателем Государственного Совета И. Щегловитовым, сенатором С. Белецким. Перед смертью он благословил всех осужденных и первым спокойно принял выстрел в затылок.

Русская Зарубежная Церковь прославила протоиерея Иоанна Восторгова в числе Новомучеников Российских. Настанет день, когда это прославление совершится и на его Родине.


Е. Лукашевский

Монархистъ № 16, 1992, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

Автор: М. Кулыбин

О ВЕРЕ И ВЕРНОСТИ

Противники восстановления в России Легитимной (т. е. Законной) Монархии презрительно именуют легитимистское монархическое движение "мальчишеским". При этом они проявляют замечательную глупость, ибо будущее - за молодыми, а следовательно - за легитимистами, среди которых действительно много молодежи.

Этому факту существует довольно простое объяснение. В подсознание молодежи еще не успела впитаться кондовая "совковость", крепко укоренившаяся в мозгах "представителей старшего поколения" из "соборного" движения по "выборам" Царя. Молодые еще сохранили способность быть верными Законному Государю не предъявляя Ему каких бы то ни было претензий, условий или требований, а исходя из своего долга. Разумеется, и среди старшего поколения есть счастливые исключения, честно служащие Законным Государям.

Задумавшись о природе непризнания легитимных Наследников Русского Престола, мы поймем, что действует одна и та же схема: не нравится личность Наследника -не нравятся Его действия - проводится розыск двусмысленностей в Законах о Престолонаследии - и, пользуясь некомпетентностью большинства в законодательстве Империи, Престолонаследника объявляют незаконным. Уже как следствие рождаются нелепые идеи о "выборах" Царя, что не только противоречит сущности монархической идеи (ибо Монарх становится зависим от своих "выборщиков"), но и не имеет в России, в отличие от Польши или Германии, никаких исторических традиций и прецедентов.

Таким образом, отправной точкой признания законности или незаконности, служат не Законы о Престолонаследии, а личные симпатии и антипатии. Очевидно, что в этой схеме, благодаря советскому образу мыслей, начисто утрачивается православное учение о Божественной сущности власти, идея о Помазаннике Божием, получающем власть не "всенародным волеизъявлением", а "прямо от Промыслителя Господа, без всякого избрания" (Слова из Обращения Владыки Антония, Первоиерерха Русской Православной Церкви За границей по поводу 5-летия обнародования Государем Кириллом Владимировичем Манифеста о принятии Императорского титула).

Промысел Божий действует в соответствии с земными законами, а по ним права Государыни Марии Владимировны неоспоримы. В связи с этим, часто приходится слышать от "советизированных" монархистов, что "пусть, Она законная, но мне Она не нравится". В этих словах выражена вся сущность "соборного" движения, столь же далекого от истинного православного монархизма, как далеки от него коммунисты и демократы, с которыми господа "соборники", как ни странно, не брезгуют вступать во всевозможные блоки и коалиции. Таков, например, "Фронт Национального Спасения", в который одновременно вошли и В. Осипов, Глава "монархического" Союза "Христианское Возрождение", и М. Астафьев, лидер Конституционно-Демократической партии (созданной по программе одноименной дореволюционной партии, фактически свергшей Царя-Мученика), и Р. Косолапое, член ЦК Российской Коммунистической Рабочей Партии (прямой наследницы царе-убийц).

М. Кулыбин

Монархистъ № 16, 1992, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

Автор: Иеромонах Владимир (Овчинников)

„БЕЗ МЕНЯ НЕ МОЖЕТЕ..."

Вы узнали эти слова Спасителя из Евангелия от Иоанна (15, 5): "без Меня не можете делать ничего"? Они прямо относятся к тем монархистам, которые политической трескотней, мирской суетой закрывают от себя и от других главное.
А главное заключается в тайном, мистическом, духовном значении Монархии. Тот, кто пытается восстановить ее митингами, демонстрациями, собраниями, пропагандой и агитацией и т. п. - тот уподобляется самым злейшим ее врагам. Ведь они брали и берут на вооружение те же самые методы. И если действовать так, то остается надеяться лишь на то, что монархисты окажутся умнее, сильнее, искуснее или удачливее.

Ибо все это - попытка действовать без Бога.

Господу угодна власть Помазанника Божия, а не паясничанье кумира толпы. Но Ему угодны и действия в соответствии с Законом Божиим.

Будьте реалистами, господа монархисты, согласитесь, что сегодня мы можем действовать только словом. Но Обратите его не только к людям, но в первую очередь - к Богу. Молитесь - как можно чаще, горячо и искренне - о том, чтобы Господь вернул России Царскую власть.

Мы все находимся в Боге, и всякое действие совершается только через Него, с Его произволения и не без нашего участия. У нас только одна форма общения с Ним, один способ получить Его помощь - молитва.

Молитесь Ему каждый день:

"Господи, спаси и помилуй Благочестивейшую Государыню нашу Великую Княгиню Марию Владимировну, и матерь Ея Благочестивейшую Государыню Великую Княгиню Леониду Георгиевну, и Наследника Престола Благоверного Государя, Цесаревича и Великаго Князя Георгия Михайловича, и весь Царский Дом!".

Просите заступничества у Царя-Мученика Николая Второго и у святого равноапостольного Великого Князя Владимира. Ведь они первыми из русских святых стоят у Престола Божия.

Просите совершать молебен о здравии и долгоденствии Царского Дома и Вел. Князей в своих приходах, о избавлении Отечества нашего от безбожной власти. К этому нас призывает патриотический долг.

Вот это и будет действием по Закону Божию. Помните, что не в силе Бог, но в правде, и исполнение правды Его подвигнет в помощь нам десницу Того, против Кого бессильно все зло на свете.

Иеромонах Владимир (Овчинников)
Ново-Николаевск, 31 июля 1992 г.

Монархистъ № 16, 1992, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

Автор: М. А.

ТАК ГОВОРИЛ ИВАН СОЛОНЕВИЧ

Для монархистов Иван Лукьянович Солоневич не нуждается в рекомендациях. Один из классиков монархической идеологии и публицистики, основатель Народно-Монархического Движения и газеты "Наша Страна" - его имя пользуется заслуженным и весомым авторитетом. Однако многие, кто любит ссылаться на Солоневича, видимо плохо представляют себе его идеи и политические убеждения. Речь идет, в частности, о тех основополагающих вопросах, по поводу которых возникает разлад в современном монархическом движении - вопросах престолонаследия и функций Земских Соборов. Между тем, мнение И. Л. Солоневича по этим вопросам было определенным и однозначным. Предоставим ему слово. Итак, - о Законном Наследнике Престола:

"Народно-Монархическое Движение является строго легитимистской организацией и безоговорочно признает Великого Князя Владимира Кирилловича законным правопреемником Российского Престола". ("Наша программа"; газ. .Наша Страна", №№ 22, 28).

Великий Князь был признан Солоневичем сразу же по восприятии Законных Наследственных прав:

"Юность Великого Князя - это и недостаток, но и великое достоинство. Недостаток потому, что трудно в такие годы поднять на свои плечи страшный груз. Достоинство потому, что именно Ему, Великому Князю Владимиру Кирилловичу - каяться не в чем...

На Великого Князя Владимира Кирилловича история возложила задачу чудовищной тяжести. Мы все должны в меру наших сил помочь Ему разрешить эту задачу". ("Наша Газета" № 3, 1938).

В этом вопросе Иван Лукьянович не знал колебаний и пронес верность Государю через всю свою жизнь:

"В Своем рескрипте (апрель 1949 г.) Великий Князь Владимир Кириллович еще раз подчеркивает Свое решение стать "на трудный путь действенного служения Родине" и "прийти на помощь всем верным заветам нашей тысячелетней христианской традиции". Таким образом, Монархическое Движение получает, наконец, своего Законного Вождя. И вместе с этим, надо надеяться, - прекратятся те поиски, которыми белая эмиграция занимается уже более 30-ти лет - поиски вождя. Или вождей...

Все "имена", которые может выставить эмиграция, все они являются только суррогатами имен.

Во всей эмиграции есть только одно ИМЯ, которое свободно от всякого банкротства, - это имя ГЛАВЫ ДИНАСТИИ.

Это имя - и только оно одно - имеет значение для России. Имеет силу взрыва, далеко превосходящего все атомные бомбы...

Я повторяю еще раз: ИМЯ ГЛАВЫ ДИНАСТИИ мы должны беречь, как зеницу ока". ("Наша Страна" №№ 23, 98, 116. 1949 - 1951 гг.).

Теперь отвлечемся и прислушаемся к другому голосу - уже из нашего времени: "Упомянутый (Вел. Кн. Владимир Кириллович - М. А.) - давно фальшивая и подготовленная подстава и об этом не раз писалось... Насквозь промасоненная эмиграция, особенно западноевропейская, еще не такие коленца выдаст. "Возродители"...

Что это за "блатная феня"? - спросите Вы. А это новоявленный специалист но Солоневнчу, его популяризатор и толкователь И. Дьяков. Так он изволит выражаться на страницах газеты "День" № 3'92 ("Очерки смутного времени"). Такие вот "коленца" выдает насквозь пробольшевиченное "патриотическое" движение. И такие руки тянутся к имени И. Солоневича!

Что же касается любители сказок об "избирательных Земских Соборах", то их можно отослать прямо к главному труду И. Солоневнча - "Народной Монархии" и посоветовать повнимательней прочесть ее:

"Идеи легитимной монархии поддерживалась в России крепче, чем где бы то ни было в истории человечества, но ведь НАСТОЯЩЕЙ монархией может быть только ЛЕГИТИМНАЯ. Когда после Смутного Времени был поставлен вопрос о реставрации монархии, то собственно никакого "избрания на царство" и в помине не было. Был "розыск" о лицах, имеющих наибольшее наследственное право на Престол. Никаких "заслуг" у юного Михаила Федоровича не было и не могло быть. Но так как только наследственный принцип дает преимущество абсолютной бесспорности, то именно на нем и было основано "избрание", (стр. 82-83 нового издания).

Представление же уже упомянутого И. Дьякова о том, "как было в 1613 году", обезоруживает своим простодушием: "Так и было. Собрали, проголосовали, закрепили". "Так, да не так, - поправляет его некий "катакомбник отец Александр", - казачки саблями у боярских носов покрутили и присоветовали: "Вон Миша Романов - хороший человек". Все и проголосовали. "Да, такие священники мне нравятся" - признает Дьяков. Видимо и такая "соборность" - тоже.

Прямо к нам, в наши дни обращен голос И. Л. Солоневича:

"В наших конкретных РУССКИХ условиях - даже еще и послереволюционных - любая республиканская партийная говорильня вызовет неизбежно хозяйственную катастрофу, за которой последуют и всякие остальные. Да, Россия сможет пережить и это. Для того, чтобы пройдя и "это", вернуться к 1613 году:

"Яко едиными устами вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех государствах Российского Царства Государем и Царем и Великим Князем Всея России, Тебе - Великому Государю Владимиру Кирилловичу..." ("Народная Монархия", стр. 65).

У Законного Государя, недавно скончавшегося, есть, как известно, не менее Законные Наследники, а

"Выборная монархия у нас НЕВОЗМОЖНА, и для нее нет абсолютно никаких оснований". ("Наша Страна" № 98, 1951 г.).

В заключение хотел бы привести еще одну замечательную мысль Солоневича, которая, может быть, и не касается напрямую затронутых вопросов, но необычайно своевременна именно сейчас - когда формируются всяческие объединенные право-левые оппозиции "от коммунистов до монархистов":

"Такие партии, как КОММУНИСТИЧЕСКАЯ, должны быть ЗАПРЕЩЕНЫ ЗАКОНОМ. И караться не санитарными ссылками, а виселицей". ("Наша Программа", газ. "Наша Страна" № 22).

М. А.

Монархистъ № 16, 1992, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

Автор: А. Панаиоти

ЗАЩИТНИК РУССКИХ

58 лет назад, 9 октября 1934 г. во французском городе Марселе усташским террористом злодейски убит один из выдающийся Православных Государей нашего столетия - Король Югославии Александр I Карагеоргиевич.

Будущий Монарх Югославии родился .17 декабря 1888 г., был сыном Короля Сербии Петра I Карагеоргиевича и Зорки, дочери Черногорского Князя (впоследствии - Короля) Николая I Негоша.

Наследник Сербского. Престола получил блестящее образование в России - в 1904 г. окончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге : и 1909 г., с чувством любви и признательности к русским, вернулся па родину. Во время I и II Балканский войн 1912-1913 гг. Королевич Александр командовал Первой Сербской Армией. Как рассказывал российский посланник в Белграде Н. Г. Гартвиг: "В битве под Кумановым Наследный Принц Александр проявил исключительную отвагу. В то время, как турки сплошным ливнем шрапнелей и винтовочных пуль осыпали сербские позиции, Королевич верхом объезжал фронт, будучи заметной и притягательной мишенью для турок Мало того, когда наконец после жестокого кровопролитного боя Куманово было взято, Принц Александр первым въехал в павший город. А между тем засевшие в домах албанцы и турки отстреливались изо всех окон, и чуть ли не каждую мусульманскую лачугу приходилось брать штурмом...". После окончания II Балканской войны Наследник-победитель был награжден золотой медалью Милоша Облича.

Королевич Александр был также и кавалером высшей российской награды - Ордена Св. Апостола Андрея Первозванного.

25 июня 1914 г. в связи с болезнью Короля Петра I, Престолонаследник Александр, был назначен Принцем-Регентом Сербского Королевства.

После начала Первой Мировой войны Королевич Александр назначается Верховным Главнокомандующим, полностью деля со своими солдатами и горечь поражений и радость побед Сербской Армии. За мужество и личную храбрость Принц-Регент Александр был всемилостивейше пожалован Государем Императором Николаем II орденом Св. Георгия 4-ой степени.

После разгрома Австро-Венгерской империи, в декабре 1918 г. было образовано Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Королевич Александр становится Принцем-Регентом нового государства.

В отличие от других союзников по Первой Мировой войне, отвернувшихся от русских людей, вынужденных покинуть свою Родину после поражения в Гражданской войне, доведенная практически до нищеты Сербия предоставила им приют. В Сремских Карловцах разместился штаб Главнокомандующего Русской Армией генерал-лейтенанта барона П. Н. Врангеля и Высшее Церковное Управление позднее - Архиерейский Синод) Русской Православной Церкви Заграницей. На территории Королевства действовали русские учебные заведения, издательства, театры, библиотеки.

17 июля 1921 г., после смерти Своего Отца Короля Петра I, Александр становится Королем Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 г - Югославии). Король Александр отличавшийся братской любовью к русскому народу, не отождествлял Россию с засевшими в Кремле безбожниками-сатанистами и проводил враждебную большевистскому правительству политику, принимая необходимые меры, включая достаточно строгие, к бациллам коммунистической чумы и другим элементам, угрожавшим вверенному Ему Королевству. Так, еще в июне 1917 г. благодаря энергичной деятельности Александра было покончено с масонской организацией "Черная рука" (которую, кстати, всячески воспевал в своих псевдоисторических романах, образчиками коих буквально завалены прилавки книжных магазинов и киоски "Союзпечати", идеолог национал-большевизма, пресловутый В. Пикуль).
В начале 30-х гг. в Белграде .началось строительство Русского Дома - очага русской науки, искусства и просвещения. Идею его возведения поддержал и Король Александр I, взявший на себя роль покровителя. Средства на строительство и оборудование здания жертвовали Король, Члены Королевского Дома Югославии, Сербский Патриарх Варнава и другие.

После трагических событий 1934 г. вход в Русский Дом украсили две мраморные доски: одна с надписью: "Императору Николаю II -защитнику Сербии", а другая "Королю Александру I - защитнику русских". Так два братских народа через своих убиенных Государей выражали приверженность друг другу.

Память о Благоверном Короле Александре является священной не только для сербского народа, но и для русского. Поэтому долгом всех русских монархистов является распространение правды об истории братских славянских государств и разоблачение лжи, усердно распространяемой последователями Пикуля и К°.

А. Панаиоти
Казань, 22 августа 1992 г.

Монархистъ № 16, 1992, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

 

О МОНАРХИЧЕСКОМ ПРАВОСОЗНАНИИ

Мы предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из книги замечательного русского философа, юриста и публициста профессора Ивана Александровича Ильина (1883-1954 гг.) "О монархии и республике", изданной в Нью-Йорке издательством "Содружество" в 1979 г. (стр. 214-219).

...Естественно, что именно... доверие, составляющее один из наиболее существенных и характерных элементов монархического правосознания - лежит в основе той системы государственного устройства и управления, которая известна в истории и в политике под именем "самодержавие". Ибо в самом деле - цельное и искреннее доверие к главе государства естественно приводит к тому, чтобы предоставить субъекту, к которому это доверие относится, - всю полноту власти.
В эту полноту включается - независимость монарха от других органов государства, неподчиненность его им, неответственность его перед ними; обратно: подчиненность их ему - как в порядке функциональном, так и в порядке экзистенциальном и персональном. В период римской империи, воспринимая традицию восточных деспотий, пытались продолжить это самовластие монарха и за пределы закона - утверждали, что "монарх не связан законами" - и при этом, понятно, преступали основную аксиому права и правосознания и уводили монархию за пределы права и государства.

На самом деле самодержавие есть форма государственного устройства, а следовательно и разновидность права; а потому все аксиомы права и правосознания действительны и для самодержавия. Так: закон, законно установленный и законно не отмененный, обязателен для всех - и для подданных, и для государственных органов, если только в законе особо не оговорено, что есть органы, могущие остановить применение неотмененного закона (например, так именно обстоит с правом монарха дать аболицию или амнистию - но это право, специально оговоренное в законах, и есть ПРАВО и не уводит ни монарха, ни его действии в область внеправового произвола). Так или иначе, но нельзя не отметить, что монархическое правосознание, покоящееся на полноте доверия к монарху, всегда тянуло к самодержавному пониманию монархии.

Замечательно, что такое полновластие монарха обстоит по законам и в Англии, где монарх, по признанию Блэкстона, Лорда Брума, Гладстона, Беджгота и других знатоков, имеет права совершенно совпадающие с самодержавным монархом России. Блэкстон: "Король Англии не только главный, но, собственно говоря, и единственный правитель Англии; все остальные действуют по его поручению и подчинены ему". Гладстон: "Монарх Англии - это символ национального единства и вершина социального здания. Он творец законов, высший правитель церкви, источник справедливости, единственный источник всех почестей, лицо, которому служат все военные, морские и гражданские служащие. Монарх обладает очень большой собственностью, он получает по закону все государственные доходы и владеет ими, он назначает и увольняет министров, милует преступников и смягчает приговоры, объявляет войну и заключает мир, созывает и распускает парламент; в осуществлении всех этих полномочий он не ограничен никакими особыми законами и в то же время свободен от ответственности за последствия своих действий". Беджгот пишет, что люди будут изумлены, если им сказать, сколько вещей английский король может сделать не спрашивая мнения парламента: "Он может распустить всю армию, уволить всех офицеров, начиная с главнокомандующего, распустить всех моряков, продать все корабли и все морское снабжение, заключить мир, пожертвовать Корнуэльсом и начать войну для отвоевания Бретани" и т. д.

То обстоятельство, что король английский в действительности этого не делает, исполняет советы своих министров и т. д. - есть дело не закона, а политического обычая. Он ИМЕЕТ ПРАВО повести себя иначе. Еще 15-20 лет тому назад все это могло казаться курьезом - забыли отменить отжившие законы, и все. Ныне начинают думать иначе: и близок, быть может, тот день, когда правосознанию в Англии придется оживить и свои с виду отошедшие в прошлое, слои, и законы, казавшиеся мертвым грузом прошлого. Достаточно сказать, что фашистский переворот в Италии МОГ БЫТЬ отражен и подавлен итальянским королем, который решил этого не делать и не отдал приказа армии, готовой к отпору, стрелять; ...и можно с уверенностью будет сказать, что если в Англии через пять лет большинство членов в Палате Общим будет принадлежать коммунистам, то английскому пароду придется вспомнить о природе монархического правосознания, а английскому королю останется выступить в качестве самодержца, самодержавно оздоровляющего свою страну. И это будет не "реакцией", не возвращением к "прошлому", к "отжитым, устаревшим представлениям" - а только самоуглублением монархического правосознания, оживлением его родовой глубины в час опасности, пробуждением его основного существа, заснувшего от слишком долгой безопасности, избалованного правопорядком и отвыкшего видеть ТРАГИЧЕСКУЮ природу государства и его рождение из несчастий и из бед.
Это означает, что к самому естеству монархического правосознания относится - питать к монарху ПОЛНОТУ ДОВЕРИЯ и возлагать на монарха ПОЛНОТУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Для монархического сознания не характерно - требовать от монарха, чтобы он все делал сам; напротив - монарх может дать народу самоуправление, конституцию и даже парламентаризм с ответственным министерством; но монархическому правосознанию свойственно - предоставлять монарху (полнота доверия!!) право и возможность изменить это самоуправление, отменить эту конституцию и погасить парламентаризм и ответственное министерство. Важно не то, чтобы вся власть в государстве была функционально связана волею монарха; но важно, чтобы она была связана экзистенционально (конечно, через закон, а не в порядке произвола) ему подчинена. Нелепо думать, что всякий монархист есть враг местного самоуправления, общественной самодеятельности и народного представительства; но для всякого монархиста характерно требование, чтобы монарх не связывал себя присягой никакой системе учреждений; и еще: требование, чтобы никто не требовал этого от монарха.
Все европейские конституции, по коим монарх обязан присягнуть, что палат будет две, что без палат нельзя и шагу ступить, что министры назначаются из парламентского большинства (неважно чему именно присягает монарх) - монархист воспринимает. Как конституции, проникнутые республиканским духом и не сочувствует им. С точки зрения монархического правосознания, при этих конституциях - демократы данной страны оказываются гарантированными от монарха и от его воззрений, но страна не является гарантированной от революционного распада и гибели. Пафос независимости противостоит монарху и обеспечивает себя от него; но он обеспечивает свободу действий и противогосударственным, и противонациональным партиям. Недоверие к главе государства, и в частности к монарху, предпочитает иметь гарантию против монарха и не иметь гарантию против революционного разложения страны. И если бы какой-нибудь республиканец возразил на это, что ведь республика может в минуту опасности выдвинуть диктатора - то это будет только признанием того, что возвращение к монархическому принципу бывает неизбежно и для республиканцев; ибо диктатура есть явление монархическое в немонархии; и сколько раз в истории республика превращалась в монархию на путях диктатуры.

Итак: монархическому правосознанию присущ и характерен пафос доверия к главе государства; а республиканскому правосознанию - пафос гарантии против главы государства...

Монархистъ № 16, 1992, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

Автор: М. Александров

 

ОКОЛОМОНАРХИЧЕСКАЯ ТУСОВКА

В начале была газетная публикация - программа "Всероссийской Партии Монархического Центра" (ВПМЦ) в виде приложения № 2 за 1992 г. к "Русскому Вестнику". Несмотря на эпитеты, коими награждалась несуществующая партия и ее программа: "первая партия русского консерватизма", "столбовая дорога российской государственности" - публикация эта, честно говоря, "впечатления разорвавшейся бомбы" не произвела. К тому времени писание партийных программ сделалось своеобразным литературным жанром, и данный опыт был уже не первым на страницах того же "Русского вестника". Немало партий начиналось и кончалось подобным образом.

Многие обстоятельства не убеждали в жизнеспособности этой предполагаемой партии. Например, было известно, что множество организаций, подписи которых стояли под учредительным заявлением - всевозможные "монархические центры" - откровенная фикция. Характер программного документа также свидетельствовал не в его пользу, а именно - искусственность и эклектичность. Несмотря на декларированный консерватизм - сильная доза "просвещенного патриотизма" и рационалистического прожектерства наличествовали в документе, что было неудивительно, ибо один из учредителей - Национально-Демократическое Общество "Свободная Россия" (одноименное московской масонской ложе) - известно в качестве параллельной структуры НТС, курируемой непосредственно Б. Миллером. Вместе с тем, главное - все та же, казалось бы уже вполне созревшая для свалки история, идея выборов Царя, с неизбежными при этом баснями о том, как Царей, якобы, выбирали в старину - об "избирательных земских соборах". Но тут дело еще и в том, что эту сказку давно уже делали былью Союз "Христианское Возрождение" и созданное по его инициативе "Предсоборное Совещание". Земский собор, созыв которого ВПМЦ объявила 14 октября (праздник Покрова) 1992 г., уже "открыт" того же числа прошлого года. Хотя выражалось это до сих пор только в хождениях вокруг бассейна "Москва", называемых "крестными ходами" и "неумолкающих" чтениях акафиста Божией Матери Державной - все равно: сама идея была явно украдена и ничего хорошего из всего этого ждать не приходилось.
Тем не менее скептики были горько посрамлены 27 июня сего года, когда в бывшем музее Октябрьской революции (особняк Кшесинской) состоялась учредительная конференция ВПМЦ. Уже при нервом взгляде на президиум падал, что называется, камень с души. Самое почетное место в нем занимал никто иной, как сам В. Н. Осипов - глава Союза "ХВ", "православный патриот-правозащитник", главный выборщик царей бывшего Советского Союза. Одна из важнейших поправок к программе, предложенная В. Н. Осиповым - признание приоритета Союза "ХВ" в деле созыва земского собора, т, е. присоединение ВПМЦ к данной инициативе. Причем был оставлен без изменения срок созыва - 14 октября 1992 г.; прошлогодний созыв, однако, дезавуирован не был. Поправка была принята единодушно, с признанием и В. Н. Осипова, и всех дел его, включая, видимо, и хождения вокруг бассейна. Правда, неоднократно заявляя о своей верности соборной клятве Дому Романовых 1613 г., Владимир Николаевич оставил без внимания и без поправок одно из положений программы, провозглашающей возможность "выборов новой царствующей династии". Впрочем, в сравнении с восстановлением справедливости в отношении Союза "ХВ", этот вопрос можно считать второстепенным.

С докладом по вопросу о престолонаследии выступил В. В. Антонов - бывший председатель Республиканской Народной Партии России. Из выступления видного республиканца можно было заключить одно из двух: либо докладчик не видел Законов о престолонаследии даже издалека и знаком с этим вопросом больше по журналу "Молодая Гвардия", либо он сознательно вводил публику в заблуждение, уверяя, что Государыня Мария Владимировна - нынешняя Глава Императорского Дома - будучи особой женского пола, не имеет прав на Престол; в то время как Ее Сыну - Великому Князю Георгию Михайловичу (который упорно назывался "принцем Прусским") предоставлялось право на общих основаниях фигурировать в качестве одного из "кандидатов". В связи с этим, интересно привести место из программного документа, где дается "сопоставительный анализ монархического и республиканского правосознании" и в качестве монархического приоритета дается "пафос верности", а в качестве республиканского - "пафос избрания угодного". В итоге данного мероприятия впечатление сложилось следующее. Газетная публикация не прошла бесследно, призыв не остался без ответа. Откликнулись, в основном, представители тех городов и регионов, где до сих пор нет монархических организаций. Ставка сделана на определенный контингент - про- и околомонархическая стихия в т. н. "патриотическом движении", с явно незрелым монархическим сознанием, далеким от "пафоса верности". Тактический курс определен вполне конкретно - ориентация на "Русский национальный собор", поддержка всех его мероприятий и программ, вплоть до "диктатуры переходного периода", после чего (в который раз?) будет созван пресловутый земский собор. Налицо стремление взять под контроль нарождающиеся монархические настроения, влить их в общее "патриотическое" русло и не исключена возможность - растворить и утопить.

Выступление председателя Петербургского Монархического Центра А. В. Моргунова тоже не принесло радости. Эта организация, одним из инициаторов которой был в начале 1990 г. автор этих строк, изначально стояла на позициях легитимизма - т. е. верности Законному Государю. Несмотря на это подпись ПМЦ оказалась первой под учредительным заявлением партии. Речь г-на Моргунова была, надо отдать ему должное, в защиту, как он выразился, "Великокняжеской Семьи". Но его успокоили тем, что кандидатура "прусского принца" Георгия отнюдь не исключается (в отличие от Марии Владимировны) на "соборных выборах", и г-н Моргунов, наряду с В. Н. Осиповым и др. вошел в состав руководящего органа ВПМЦ. Печальный пример того, к чему приводит нетвердость позиций и становление на путь сомнительных компромиссов.

Чуть было не оставили без внимания председательствовавшего на конференции - Ю. Ф. Антонова. Лидер, надо сказать, невзрачный во всех отношениях. Для его характеристики лучше всего подходят строки из газеты "Отечество" № 4'91. Редактор газеты Ю. Щекатихин беседует с корреспондентом Би-Би-Си:

- Как вы относитесь к "Монархическому Союзу"?

- А кого вы имеет в виду?

-Ну, Юрия Антонова...

- Так вы же сказали, что интервьюировали его как представителя "Союза"? (депутатской группы "Союз" - М. А.).

- Да... но он перешел в "Монархический Союз"...

-Не перешел, а его выгнали из "Союза" как провокатора. Теперь он подвизается у монархистов. А вас не настораживает, что прокоммунистический "Союз" и "Монархический союз" имеют совершенно разные цели?

- Ну, что же бывает... Человек сменил убеждения...

- Вот-вот. Подобные респонденты, бегающие из одной патриотической организации в другую, более всего подходят для Би-Би-Си, а меня увольте...".

В заключение отметим, что подобные деятели оказываются пригодными не только для Би-Би-Си, но и для таких изданий, как "Русский Вестник", не так давно давший "достойный ответ" легитимистам-"кирилловцам" выдержкой из материала Жанны Вронской ("РВ", № 11'92).

М. Александров

Монархистъ № 16, 1992, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

Откровения демократов

В. НОВОДВОРСКАЯ, лидер Демократического Союза

 

ДЕМОКРАТИЯ- ЭТО БАЛАГАН

Редакция "Монархиста" вводит на страницах нашей газеты новую рубрику "Откровения демократов", состоящую из заявлений известных демократов, которые, на наш взгляд, верно отражают сущность демократии.

...Я про демократию хочу поговорить, про демократию, которой нет нигде, и, может быть, никогда не будет, и скорее всего, не надо, чтобы она была. Про демократию, которая никому не нужна, кроме поэтов, артистов, инсургентов и заклинателей змей, то есть прежде всего - российской интеллигенции.

И не соль она, и не сахар, и не дрожжи, и не пряности, а что-то еще, что-то производное из всего этого, какой-то вирус, духовный СПИД, дефицит инстинкта самосохранения. Демократия - это всегда желание "по своей глупой воле пожить"...
Наша русская интеллигенция (кроме надутых индюков из почвеннического крыла) всегда была камикадзе, всегда сладострастно пилила сук, на котором все (в том числе и она) сидели... Третий Рим пал из-за наших саперных интеллигентских работ. И не жалко, туда ему и дорога. Он слишком много о себе воображал и принимал себя слишком всерьез. Этот мыльный пузырь мы прокололи, и истекли кровью в смуте, и легли головой под трактор... Очень хочется вытащить все реечки и детальки и сложить обратно в мировую коробку - пусть берет кто хочет наши тоталитарные вотчины. В старину нас, интеллигентов, называли ворами за вечный бунт. И воровали мы на Дону, на Яике, а то и в Москве. И грех не воровать, то есть не бунтовать, на Святой Руси.

...Демократия и Империя - две вещи несовместные. Так же, как демократия и истэблишмент. Для меня нет демократии ни в Конгрессе, ни в Сенате, ни в супер-маркете, а живет она на Бродвее, и бунте парижских студентов 1968 года, в хиппи, панках, рокерах, партиях геев и лесбиянок. Сексуальные меньшинства были всегда, но чтобы они политические движения оформили - это уже конец света.

Итак, демократия - это конец света. А нам, русским (? - ред.), белый свет не мил от тысячелетнего нашего Рейха. Поэтому именно с нами легче всего сейчас завести первую в мире бездомную, безземельную и беззаконную демократию.

...Сейчас наша интеллигенции (прикормленных властью лакеев я не считаю за таковую) - самая демократичная в мире. Мы абсолютно не уважаем власть, мы шлем ее в болото, у нас нет государственных святынь. Государство - это то место, которое для нас пусто. Похоже, что в России больше никогда не будут уважать власть и вешать национальные флаги на свой свинарник... Мы жизнерадостно пилим свой сук. Слышите, как звенит пила? Видите порхание разных газет - этой тучи опилок? Интеллигенция подрядилась пилить все суки под собой и государством... Подумаешь, фря какая - это государство! Уж и изменить ему нельзя... Я лично изменяю этому государству направо и налево. То с Литвой, то с Чечней...
С февраля 17 года мы только второй раз так хорошо сидим. Это наш второй балаган за всю историю и, может быть, последний...

В. НОВОДВОРСКАЯ, лидер Демократического Союза
"Сокол Жириновского" № 2'92
.

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                      НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 SpyLOG

Монархистъ № 16,1992, АРХИВ
Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru