Леонид Решетников: «Господь возложил на Россию великую миссию»

С генерал-лейтенантом в отставке Леонидом Решетниковым мы беседовали в декабре 2016 года, когда он еще был директором Российского института стратегических исследований. Сегодня он возглавляет наблюдательный совет телеканала «Царьград» и Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел».

– 2017-й – год столетия революции в России. Ваше отношение к событиям Февраля и Октября как к национальной катастрофе хорошо известно. Каково Вам при этом слышать, в том числе из уст высокопоставленных чиновников, разговоры о «великой российской революции», о том, что она была «попыткой построения справедливого общества»?

– Все разговоры о «великой российской революции» вызваны, как правило, одним желанием, так или иначе, оправдать кровавый разгром исторической России, русской православной цивилизации. Некоторые это делают неосознанно в силу недостатка знаний, неспособности к аналитическому осмыслению, просто из-за душевной или интеллектуальной лени. Но большинство «оправдателей» хорошо понимают, что и зачем они говорят. По сути, они идейные наследники террористов-революционеров, разрушителей России. В основной массе эти люди неверующие или маловерующие, а также поклонники язычества, различных эзотерических «теорий» и «практик». Такие личности видят в исторической России угрозу своему существованию без Бога, без совести, без любви к ближнему. Русская православная цивилизация им ненавистна, потому что она была цивилизацией Веры, Надежды и Любви.

Если же говорить о событиях 1917 года, то не будет забывать, что высшие слои общества в большинстве своем смотрели на Европу с вожделением, видели в ней образец для подражания. Православная цивилизация – императорская Россия – казалась им отсталой, не способной воспринять прогресс. Отчего это происходило? Апостасия, отход от Бога, от веры под воздействием значительного повышения жизненного уровня населения во второй половине XIX века. Многие захотели отбросить строгие моральные правила, жить охально (тогда это называлось «свободно»), пойти по пути Франция и других европейских стран. Мешала монархия, слишком уж много обязанностей накладывала она на образованный класс. Прежде всего, обязанность беззаветно служить России.

В результате – военный заговор в разгар мировой войны и февральский государственный переворот 1917 года. Это была страшная беда для России и ее народа. Осуществлялась попытка смены тысячелетнего цивилизационного кода нашей страны. Россия ведь не была ни Европой, ни Азией. Это отдельная, самобытная цивилизация, в ряде своих черт творчески переработавшая византийское наследие.

Переворот совершался при прямом участии западных стран, прежде всего Англии, а также Франции и США. Когда, разрушив государственное управление и внеся смуту в головы и души, февралисты поняли, что им не удается перевести Россию на «европейские рельсы», они вынужденно «умыли руки», уступив место наиболее радикальным и разнузданным перестройщикам. Те взялись ломать цивилизационный код с исступлением и дикой яростью. Однако большевистская программа провалилась довольно быстро, если мерить историческими мерками, – к середине 1960-х годов. Потом лишь стремились удержать то, что, благодаря жесточайшим репрессиям, как-то слепили.

 

– Сегодняшняя РФ юридически является правопреемницей СССР и никак не связана с Российской Империей. Как восстановить эту связь и преемственность власти в том числе?

– Восстановить преемственность Российской Федерации с тысячелетней Россией невозможно без глубокого осмысления в духе Истины всего произошедшего с нами за последние 100 лет. Такое осмысление приведет к подлинному внутреннему покаянию каждого из нас. Тогда мы поймем, что режим, пришедший к власти в 1917 году, был по своей сути преступным, направленным против Бога, против народной традиции, народного миропонимания. Это позволит признать все решения на государственном уровне, начиная с марта 1917, – нелегитимными и поставить вопрос о новой Конституции.

 

– Не кажется ли Вам, что «имперские амбиции» современной России больше замечают ее противники, чем она сама?

– Согласен, «имперские амбиции» в современной России появляются скорей на стихийном, практически неосознанному уровне, как влияние тысячелетнего существования нашего народа в рамках государства, восстановившего свою независимость и инакость в борьбе с Западом, борьбе и идейной, и вооруженной. Россия побеждала в этой борьбе, расширяясь и укрепляясь как духовно, так и территориально. С Иоанна III, когда Русь окончательно восстановила свою независимость после монголо-татарского ига, и до трагических событий 1917 года, мы развивались как последовательно альтернативная Западу цивилизация. С уничтожением монархии, этого образа и смысла нашей цивилизации, Россия пошла по тупиковому пути, закончившемуся катастрофой. И в этот очень короткий период нашей истории Запад «видел» имперские амбиции у СССР, хотя на самом деле они представляли собой, скорее всего, средство выживания обреченной на провал социалистической системы. Сегодня Россия, на мой взгляд, стоит перед выбором: двинуться действительно по имперскому пути, по пути единой Державы с верноподданным народом, неразделенным по этническому признаку на республики и политические автономии, или продолжить топтаться на месте, сталкиваясь с постоянно возникающими проблемами национализма и сепаратизма. О проекте СССР-2 вообще не говорю, это скорее медицинский случай. В таком смысле у России действительно имперские амбиции, но они направлены, прежде всего, вовнутрь, в саму себя, а не вовне, как утверждают на Западе, путая имперскую политику с империалистической. Причем путают часто преднамеренно.

 

– Роль русского народа в строительстве Государства Российского отрицать бессмысленно. Должна ли она быть как-то закреплена законодательно?

– Законодательно закрепить роль русского народа в строительство Российского государства было бы не только справедливо, но и очень полезно. После 73 лет советской власти и либеральной диктатуры 1990-х годов русские в значительной степени потеряли чувство русскости, а это значит и чувство ответственности за Державу и своих единоверцев за ее пределами. Очень многие стали отказываться от своего родового имени, соглашаясь с определением «советский», «россиянин». Закрепление в Конституции России положения о роли русского народа в строительстве Государства Российского, безусловно, будет способствовать выводу его из летаргической спячки, возвращению к пониманию великой миссии, которую возложил на всех нас Господь – нести факел веры Православной, быть альтернативой глобалистскому проекту, навязываемого всему миру Западом.

 

– Российская Федерация – светское государство, в котором все религии равны. Если мы говорим о том, что нужно «вернуться в Россию», то, наверное, стоит вспомнить и о том, какую роль играла Православная Церковь до революции. Как может быть изменено положение Церкви в государстве с учетом современных реалий?

– Без возвращения к Вере практически невозможно стать русским. Вера – это стержень русскости. Церковь сильна, прежде всего, приходом, какие верующие – такое и положение, и влияние Православной церкви в России.

Россия строилась как цивилизация Христа. Да, построить такую цивилизацию непросто, она как жизнь христианина: ошибаешься, грешишь, падаешь, но выпутываешься, встаешь и идешь дальше. Так случилось и с Россией: у диавольской стороны стояла задача сбить ее с этого пути, и это удалось. Сейчас важно встать и вернуться на свой естественный путь развития, то есть вернуться в Россию. Без христианизации большей части населения, без верующего народа сделать это практически нельзя.

Беседовал И.Воронин