О 13-й статье Конституции РФ

В ходе обсуждения поправок к Конституции РФ вновь громко зазвучали предложения отменить 13-ю статью Основного закона или, по крайней мере, ее 2-й пункт.

В первую очередь подобные инициативы исходят от деятелей и организаций патриотического направления.

Не подвергая сомнению искренность сторонников такой поправки, не могу не выразить твердого убеждения, что они неверно истолковывают смысл 13-й статьи.

Статья 13 Конституции РФ:

«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Если исходить из текста, а не из надуманных интерпретаций и конспирологических подозрений, то мы видим, что статья 13 отнюдь не запрещает государственной власти (партиям, другим политическим силам и лидерам, которые находятся у власти) иметь свою четко сформулированную и свободно провозглашаемую идеологию.

Она лишь запрещает навязывать одну идеологию всем гражданам России.

Лица, ратующие за отмену 13-й статьи, вольно или невольно, «собирают угли на свою голову».

Они почему-то уверены, что обязательная государственная идеология, в случае ее введения, будет соответствовать именно их взглядам. Но этого совершенно точно не будет.

Просто появится юридическая возможность объявить любые взгляды, не соответствующие партийной по своей сути «генеральной линии» конкретной власти, «антиконституционными», запретить их распространение и подвергнуть репрессиям их сторонников.

Еще раз подробнее: появится юридическая возможность преследовать как «антиконституционные» не только убеждения и взгляды, направленные «на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (что абсолютно правильно!), но любые убеждения и взгляды, не соответствующие какой-то одной идеологии.

Сейчас левые могут свободно говорить о преимуществах советской власти и социализма, ортодоксальные коммунисты – о прелестях марксизма-ленинизма и сталинизма, монархисты – о благотворности монархии, сторонники усиления президентской власти – о дальнейшем расширении полномочий Президента, сторонники парламентской республики – о достижениях этой системы… Все они вправе пропагандировать свои взгляды, полемизировать с оппонентами, завоевывать или терять вследствие этого сторонников; их действия не являются антиконституционными, хотя в Конституции нет ни советской власти, ни коммунизма, ни монархии, ни социализма, а полномочия Президента и Федерального Собрания прописаны конкретно и исчерпывающе.

Если статья 13 или ее 2-й пункт будут отменены, ситуация изменится коренным образом.

Ныне законным образом подвергаются преследованию (и совершенно справедливо!) только те, кто прибегает к насилию или призывает к нему, кто целенаправленно сеет рознь, кто подрывает безопасность государства и пытается нарушить его территориальную целостность. Эти запреты вполне достаточны, чтобы обеспечить защиту государства и главных идей и устоев государственного порядка от разрушительных сил.

В случае отмены статьи 13 или ее 2-го пункта появится возможность преследовать любого гражданина, совершенно мирного, законопослушного и лояльного существующему государственному устройству, только за то, что он не разделяет хотя бы некоторых идеологических установок партий и лиц, находящихся в данный момент у власти, считает иное государственное устройство (неважно, монархию, советскую власть или какую-нибудь джамахирию) хотя бы теоретически более совершенным и смеет об этом думать и говорить.

Это крайне опасно для мира и согласия в России.

И патриоты во всех их разновидностях неизбежно пострадают от такой отмены многократно сильнее, чем любые либералы.