Необольшевизм как вызов

Печально, что приходится говорить на эту тему по прошествии почти 30 лет с момента формального падения коммунистического режима в нашей стране. Казалось бы, прошел достаточно большой срок, в течение которого можно было бы окончательно преодолеть последствия этого наследия. Однако реалии сегодняшнего дня, при всех положительных изменениях в жизни России, указывают на то, что современное состояние нашего общественного организма далеко от выздоровления.

Конечно, было бы наивно думать, что после потрясшей нашу Родину Великой Смуты ХХ века все могло бы быть как-то иначе, не так болезненно, и тем не менее... Создавшаяся ситуация лишь в очередной раз красноречиво свидетельствует о катастрофических последствиях того удара, который был нанесен большевизмом по самосознанию русского человека, его ценностному мировоззрению. Последовательно осуществленный большевистским режимом геноцид русского народа, отрыв его от фундаментальных оснований национальной жизни и взращивание homo soveticus в итоге привели к чудовищной поврежденности нашего духовного естества.

От этого удара мы до сих пор не отошли и именно этим можно объяснить те колоссальные нравственные и духовные мутации, которыми характеризуется наша нынешняя жизнь. Трагизм положения заключается не только в ужасающей по своим масштабам физической обескровленности русского народа, его генетическом вырождении, как результате большевистских экспериментов, но, прежде всего, в той духовной деформации, которая, увы, состоялась.

В свое время, оценивая феномен большевизма, выдающийся русский мыслитель Иван Ильин, подчеркивал, что «большевизм есть разложение духа и разнуздание алчности в человеческой душе. В человеке разлагается и слабеет духовное начало; он начинает посягать на все и разрешать себе все. Формулы большевизма: «все немедленно мне» и «все средства хороши». Именно поэтому на большевизм так легко отзываются все беспринципные карьеристы, все политические авантюристы, безыдейные честолюбцы, продажные люди, хулиганы и в особенности профессиональные преступники. Большевизм есть вторжение разбоя в политику и в то же время превращение внутренней и внешней политики государства в уголовщину. Большевицкое настроение всегда живет в нравственных низах общества. Но оно может охватить и целый класс. Тогда этот класс станет революционным; требования его окажутся максимальными и государственно-разрушительными; он не остановится ни перед какими средствами борьбы и начнет гражданскую войну. Поэтому в политическом отношении большевизм есть максимализм и терроризм». Эта характеристика большевизма выглядит вполне актуально и сегодня.

Одна из бед сегодняшнего дня заключается в том, что мы живем в эпоху всесмешения добра и зла, что совершенно парализует наш общественный организм и препятствует его здоровому развитию. Тот же И.Ильин очень четко сформулировал условие, без которого мы не выберемся из этого состояния внутреннего распада и деградации. Он говорил: «Мы не выйдем из этой окаянной смуты, пока не отделим честно и четко правду от лжи и не начнем стойко и мужественно выговаривать правду».

Дело правды должно побуждать нас, как общество, к тому, чтобы твердо встать на путь честного переосмысления недавнего прошлого. А это действительно требует для многих мужества признать, что преступная большевистская практика ХХ века не есть исключительно злодеяние сталинского режима, что это общая практика коммунистического русофобского режима, который укоренился и паразитировал на теле нашей Родины с 1917 года.

Это особенно актуально сейчас, когда вновь в обществе определенными силами подогреваются просталинские и вообще просоветские настроения. Преодоление наследия большевизма это не попытка предать забвению 70-летний период в истории нашей страны, как часто заявляют многие противники идеи декоммунизации и десоветизации. Нет! Мы как раз выступаем за то, чтобы помнить и не забывать о тех трагических страницах нашей русской истории. Но мы выступаем за то, чтобы верно расставить акценты в этой истории, дать ей нравственную оценку, перестать героизировать преступников прошлого и их разрушительные деяния.

К сожалению, следует констатировать тот факт, что наше общество все еще до конца не очистилось, не отринуло от себя те страшные прегрешения, которые были совершены нашими предками. Это очень тревожный симптом. Ведь если мы все еще продолжаем тем или иным образом оправдывать грехи революции, цареубийства, богоборчества, героизируем и прославляем разрушителей Исторической России или просто проявляем индифферентность в этом вопросе, мы фактически продолжаем множить этот грех, соучаствовать в нем и сегодня. И тогда не стоит удивляться тем деградационным процессам, которые происходят в различных сферах жизни современного российского общества, не стоит удивляться и росту необольшевицких настроений.

Прошедшие два последних года могли стать тем рубежом, когда через трезвое осмысление событий столетней давности, через акт покаяния в прегрешениях прошлого мы могли бы, как нация, выйти на качественно иной, более высокий в духовном отношении уровень своего бытия. К сожалению, этого не произошло. Из уст государства не прозвучало хоть сколькто-то внятной оценки преступного акта цареубийства. Лишь Православная Церковь возвысила свой голос устами Патриарха, а также православная патриотическая общественность отозвалась проведением памятных просветительских мероприятий. Но в целом, это не стало переломным моментом в жизни российского общества, по многим причинам, в том числе и в связи со слабой организованностью подлинно правых, национальных сил.

Тем не менее, важно продолжать работу по формированию в обществе устойчивого неприятия идеологии большевизма, идеологии революционной разрушительной практики. У нас в истории уже был катастрофический опыт. Люди, пришедшие к власти в 1917 году, еще в начале ХХ века фактически развязали войну против собственного народа и об этом нужно помнить. К сожалению, многие уроки из происшедшего тогда не извлечены. От наследия этой разрушительной преступной политики мы еще во многом не отказались.

«Двум богам служить нельзя». Борьба с большевизмом начинается в головах, с нашего внутреннего к нему отношения. Если мы однозначно оцениваем его как явление преступное, как зло, несущее угрозу российской государственности, единству страны, то, как же можно одновременно с этим сохранять памятники его идейным вдохновителям и практикам?

На протяжении всего постсоветского времени здоровая часть русского общества, постоянно апеллируя к власти и соотечественникам, говорит о необходимости окончательной декоммунизации. Но памятники Ленину и его сообщникам по-прежнему в обилии покрывают всю нашу страну.

Одним из важных направлений изживания наследия большевизма является дегероизация террористов прошлого, активная просветительская работа, направленная на развенчание ложных мифов, связанных с этими персонами и их идейным наследием. Как, например, мы можем формировать патриотические, высокие духовные традиционные начала и ценности жизни в сознании подрастающего поколения, а это непременное условие сохранения действительной стабильности и поступательного развития общества, в ситуации, когда нас по жизни сопровождают имена и статуи террористов и откровенных русофобов. Их именами просто изобилует топонимика российских городов и сел. В качестве наглядного примера можно привести следующие цифры. На настоящий момент в России насчитывается 8121 Советских улиц, 6569 улиц Ленина (как правило, центральные), 1496 улиц Карла Маркса, 1107 улиц Дзержинского, 1100 улиц Свердлова, 149 улиц Халтурина, 130 улиц Войкова и пр.

Интересно, что в 1918 году одним росчерком пера, без всяких публичных слушаний и референдумов, во многих городах с улиц исчезли старинные русские наименования и началось прославление тех, кто активнейшим образом обосновывал в теории и утверждал в практике политической жизни террористические методы, превращая саму политику в «грязное дело». Возникает вопрос, почему большевицкие лидеры озаботились этим начинанием в самое непростое для нашей страны время всеобщего хаоса и хозяйственной разрухи ими же учиненных, а наше современное общество не спешит избавиться от этого разрушительного наследия и вернуться к духовному достоянию своих предков. В свое время академик Д.С.Лихачев подчеркивал, что исторические названия – это памятники культуры народа и те их них, что уничтожены посредством партийно-бюрократического произвола, требуют возвращения на законное место.

Несмотря на все сложности, само российское общество, в своей здоровой составляющей, стремится осуществить эту очистительную работу. Противодействие леворадикальной угрозе лежит, с одной стороны, на пути улучшения условий жизни российского общества, установления социального порядка и справедливости, с другой – на пути осуществления соответствующей государственной социокультурной политики, с акцентом на духовно-нравственное воспитание. Именно в опоре на русскую историческую традицию и Православную Церковь мы, как общество сможем восстановиться духовно. Именно этот путь завещали нам наши мудрые предшественники.

Главной причиной революционной катастрофы 1917 года постигшей Россию стал духовный кризис русского общества и сегодня мы должны понять, что преодоление его последствий лежит исключительно на пути духовного обновления. Русскому национальному патриотическому движению пора выйти из состояния расслабленности и спячки, проявить волю к деятельному объединению его здоровых сил на подлинных началах Исторической России. Ибо, говоря пророческими словами того же И.Ильина, Россия сможет возродиться лишь тогда, когда в душе русского человека вновь появится алтарь для Бога и престол для Царя.