От Царства зенмного - к Царству Небесному!

"Спаситель пришел, показал нам при-мер. Кто по Его пути, следом любви и страдания идет, понимает все величие Царства Небесного".
(Из письма Императрицы 2 марта 1918 г.)

- Вот путь последнего Русского Царя и самая суть духовного подвига Его и всей Его поразительно дружной и сплоченной Семьи. Этот подвиг Царственные Мученики проходили всю жизнь совершенно сознательно, потому что сближение и единение с Богом уже в этой земной жизни, а затем вечное пребывание с Ним в обителях Небесных было живым стремлением их сердец, самой насущной потребностью, смыслом и целью жизни. К этому же они старались привлечь и Русский народ.

Когда сегодня, с расстояния почти в сто лет, мы пытаемся вглядеться в Их жизненный путь, то обнаруживаем, что вершиной и средоточием этого пути и подвига явился акт отречения от Престола Государя Императора 2 марта 1917 г. К этому великому и страшному акту сходится все. И не только в личной жизни Царя и Его Семьи. Император Всероссийский был видимым и духовным средоточием всей России. В чине Миропомазания на Царство Он получил от Бога особый благодатный дар любви к России, ее народам, как к чему-то родному, кровному, о чем постоянно болезновала Его душа. Поэтому и судьбы всей страны своими зримыми и незримыми нитями прошлого, нынешнего и будущего сходятся, как в некоем центре, в две отречения Российского Царя от Царства. Уходя, Государь записал в своем дневнике 2 марта 1917 г.: "Кругом измена, и трусость, и обман". Написал, я, сам того не подозревая, как бы припечатал эти слова ко всей дальнейшей истории России. Так что и сегодня, глядя на то, что творится вокруг, мы с горечью можем сказать о нашей жизни теми же словами: "Кругом измена, и трусость, и обман!.."

Но в таком случае не является ли уход Русского Царя от Царства уходом от той стихии измены, трусости, обмана, зверства и беззакония, которые уже в то время воцарились в Российском обществе? Если так, то это существенно меняет взгляд на отречение Государя Николая II и побуждает получше разобраться в том, чего Он хотел для России, куда намерен был ее вести?

Он родился 6/19 мая 1868 г. Его отец, будущий Император Александр III, написал учительнице своих детей распоряжения, где, в частности, говорилось: "Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру... Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся - пожалуйста! Но доказчику - первый кнут". Заметим, на первом месте - умение хорошо молиться. Так я был воспитан будущий Государь Николай. Так он потом воспитывал и Своих детей. Он получил высшее юридическое и высшее военное образование, свободно владел французским, английским и немецким языками. Отец вдохнул в Николая Александровича живую любовь ко всему исконно русскому, а один из наставников, выдающийся мыслитель и государственный деятель К. П. Победоносцев идейно обосновал спасительность для России ее коренных устоев Православной веры и жизни по вере. Однако Государь Николай II, обладая глубоким живым умом, постоянно совершенствовал свои знания Сам. Он до конца дней очень много читал и работал над собой. Вопреки расхожему мнению Он обладал огромной волей и целеустремленностью. Президент Франции Эмиль Лубэ пишет: "О русском Императоре говорят, что Он доступен разным влияниям. Это глубоко неверно. Русский Император Сам проводит Свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой. У него есть зрело продуманные и тщательно выработанные планы. Над осуществлением их Он трудится беспрестанно".

Расхожее мнение возникало отчасти потому, что Государя Николая отличали необычайная скромность (порой лаже застенчивость), крайняя деликатность, внимательность к собеседнику, удивительная простота в общении со всеми, от сановника до мужика. Ему органически претила всякая самореклама, громкая фраза и поза. Он терпеть не мог никакой искусственности, театральности, желания "произвести впечатление". Он часто озарялся приятной мягкой улыбкой, Его глаза лучились добротой и приветливым юмором. Граф С. Ю. Витте, ухе будучи в лично враждебном отношении к Государю, говорил о Нем: "Я в своей жизни не встречал человека более воспитанного, нежели ныне царствующий Император Николай II". Не жалеет высоких похвал государственной, политической и военной мудрости Николая II и такой знавший толк в правителях человек, как Уинстон Черчилль!

Государь принял крест Царского служения России после кончины Отца Императора Александра III, которая последовала 20 октября 1894 г. Сразу же перед Ним стали две важнейших задачи: 1) всемерное укрепление и развитие внешнего благоденствия и процветания России и 2) возрождение, или переустройство всего государственного здания на духовных началах.

Великое количество самых разнообразных дел и забот, связанных с решением этих задач, было бы, возможно, просто непосильным для Царя, если бы не Божия помощь и помощь воистину Богом данной Ему Жены - Царицы-Мученицы Александры Федоровны. Само их бракосочетание явилось испытанием веры и воли Николая Александровича. Немка по отцу и англичанка по матери Принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская была на четыре года моложе будущего мужа. Они полюбили друг друга, когда ей было 12, а ему 16 лет. Потом им пришлось в течение 10 лет проверять силу своих чувств, преодолев первоначальное несогласие на брак родни с обеих сторон. Но было и еще одно препятствие. Алиса была протестанткой и чтобы стать Русской Царицей ей нужно было принять Православие. Будучи натурой очень искренней, честной, горячей (иногда до вспыльчивости), но с огромным самообладанием, она считала низостью и изменой менять веру ради такой цели, даже при всей любви к суженому. Он это понимал. Выход из положения был только один - переубедить Алису в этом важнейшем религиозном вопросе. Николай Александрович взялся за это Сам. И сумел так раскрыть перед ней красоту Русского Святоотеческого Православия, что Принцесса всем сердцем стала православной и вместе с тем всем сердцем - русской! 20 декабря 1917 г. уже из заточения в Тобольске Она писала: "... Чувствую себя матерью этой страны в страдаю, как за своего ребенка, и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь и на все согрешения". Ее дети никогда не изучали немецкий язык; учили французский и английский. Государыня Александра Федоровна как нельзя более подходила Мужу по главному свойству Своей личности: она сочетала в Себе очень глубокую веру и духовность с прекрасной светской образованностью и благородством. С 1895 по 1901 гг. у них родились одна за одной четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Но Царю нужен был Наследник. Государь и Государыня усердно молились, особенно - нашему земляку - курянину Преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу. По его предстательству Августейшим Родителям был дарован мальчик - Цесаревич Алексей, родившийся 30 июля 1904 г., но дарован не для Царствования, а как бы только для утешения. Он носил в себе тяжелую неиз-лечимую болезнь - гемофилию, характерную плохой свертываемостью крови. Каждый ушиб или царапина становились причиной жутких болей и грозили смертью. И тем не менее, Алексей Николаевич рос на редкость живым, подвижным, крайне любознательным и добрым мальчиком. "Солнечный луч" - звали его в Семье. "Светлый Отрок" - назвала его история. Все дети, конечно, имели свои особенности, но всех роднили духовность, простота, жизнерадос-тность и исключительная чистота души, так что, по слову Государыни, "все они" были "как один человек".

Таков был, образно говоря, "тыл" Государя, выступившего на "фронт" борьбы за Россию, за Святую Русь. Нет такой области жизни страны, в которую Государь Николай II не внес бы выдающегося, а иной раз просто великого вклада. Он всемерно способствовал развитию народного образования и просвещения, значительному улучшению финансовой системы, развитию местного самоуправления (земских и городских союзов), развитию промышленности я рабочего законодательства, которое в начале XX в. было самым передовым в мире. Он Сам задумал и начал знаменитую земельную реформу, которую затем поручил проводить верно Им подобранному человеку - П. А. Столыпину. Мало кто знает теперь, что вопреки всем советникам я министрам при полном их и "общественности" непонимании Николай II последовательно переносил центр тяжести политики России в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию. При Нем была полностью достроена Великая Сибирская железнодорожная магистраль, построены КВЖД, линия Оренбург-Ташкент, запланированы Турксиб и БАМ, началось освоение Северного морского пути и на берегах Ледовитого океана заработали первые радиостанции, в Голодной степи был прорыт первый большой оросительный канал, созданы первые гидростанции а электрический свет впервые пришел в крестьянские лома...

Мало кто знает ныне также и о том, что исключительно по инициативе и личному настоянию Государя Николая II, вопреки желанию правительства и при полном непонимании российской "общественности", в 1899 г. в Гааге состоялась первая в истории человечества Международная конференция по вопросам предотвращения войн, ограничения и сокращения вооружений, запрета особо опасных из них, решения межгосударственных споров мирным путем. Был создан Гаагский Международный Суд, существующий и поныне, и заложены основы того, что стало потом Лигой Наций, а потом а Организацией Объединенных Наций. В Секретариате ООН я по сей день стоит бюст Николая II и на видном месте помещено Его Обращение к державам мира, подписанное лично Им. Дважды - в 1895 г. и в 1912 г. - Государь, преодолев нажим всего Своего окружения я правительства, отказался от удобных случаев захватить Константинополь и проливы Босфор и Дарданеллы, ибо это грозило возможностью большой войны в Европе. Все это миротворчество многим казалось совершенно странным я непонятным, потому что исходило от могучей великой державы, то есть диктовалось отнюдь не слабостью... Немногие ныне помнят, что тяжелая война с Японией 1904-1905 гг. готова была обернуться победой России, что видел Государь и продиктовал такие условия Портсмутского мира, которые были выгодны более России, чем Японии, и она их приняла, что поразило тогда всех (даже графа Витте), а по самой Японии прокатилась волна возмущения своим правительством, вплоть до баррикад и разгрома издательства официозной газеты...

Нет, не слабостью диктовалось миротворчество Русского Царя в мировой политике, а чем-то другим. 29 августа 1902 г. Государь посетил Курск и в речи, обращенной к делегация курских крестьян, сказал: "Помните, что богатеют не захватчики чужого добра, а от честного груда, бережливости и жизни по заповедям Божиим". В этих словах - суть всей внутренней и внешней политики Николая П.