За короля!

Предисловие переводчика. Данный текст, написанный сербским консервативным политиком Димитрие Летичем весной 1945 года, может показаться абсурдным просто по факту обстановки, в которой он был написан. Еще бы: на Балканах бушует «мировой пожар» революции, раздутый «вроде бы контрреволюционером» Сталиным из искры «народно-освободительной войны», горстка русских и сербских православных националистов-монархистов с боями отходит в Австрию, прикрывая отступление десятков и сотен тысяч еще боеспособных, но уже павших духом немецких солдат из Групп армий

«E» и «F», законному монарху Петру II, несмотря на принадлежность к стану «победителей», уже запретили возвращаться в Югославию, которую шаг за шагом «освобождают» не столько от немцев и усташей, сколько от русско-сербских добровольцев вконец озверевшие от морей пролитой крови и сознания своей близкой победы партизаны... И вдруг - простой и ясный текст в защиту славянской православной монархии, написанный на все времена. В том числе и на нашу с вами эпоху.

Что же в нем интересного сейчас? Наверное, три очень актуальных положения: 1) Противопоставление самодержавного «монарха милостью Божьей» и полноты гражданских свобод лживо и надумано; 2) Более того, никто в отсутствие самодержавной монархии этих свобод, по-настоящему, не в состоянии стопроцентно гарантировать; 3) Без православной монархии невозможны ни полнота проявления частной инициативы, ни православно-трансцендентное право частной собственности (рейдеры! разборки! «споры хозяйствующих субъектов»!), следовательно - невозможна и нормальная экономика. А исконный славянский православный архетип, вопреки заплесневелым азиопским «славянофилам» - это именно хозяин, крепкий собственник. Не «колхозник-общинник», как в недалеком недобром прошлом, и уж тем более не алчный «олигарх»-временщик, как сейчас. Только хозяин, на каких стояла в прошлом и будет стоять в грядущем Православная Русь.

 

За Короля! Без условий и голосований, ибо судьбу народа на голосование не ставят. Мы за Короля! Мы воистину веруем, что правдивы слова «по милости Божией», которые наши Короли ставят перед своим титулом. И поэтому, как народ, мы такого Короля и хотим. Почему и ставим на своем месте другие слова, которые дополняют первые: «по  воле народной».

Мы веруем, что милость Божия дает нам Короля как знамя свободы и щит единства. Дает нам Его как определенную для этого личность, чтобы она нас представляла, защищала и водила - поэтому и принимаем Его как народ, всей своей душой.

Когда мы это пишем, то не имеем в виду вас, малокровные и часто уже засохшие веточки народного ствола - вас, господа вырожденцы и предатели, которые давно отделили свою душу от жизни народной и для которых рационалистические схемы о государственном строе имеют ценность дешевого стекляруса, который выменивают уроженцам Африки за золото и слоновую кость белокожие преступники и прохвосты. Вы не знаете своего народа, который и по сей день верит своим старым Царям и Королям, князьям и владыкам. Вы не можете понять жалкого бедняка, убогого и зачастую неграмотного крестьянина, который погибает за Короля так же, как за пограничную межу своей горемычной нивы. Он сейчас, как и всегда, в слабом свете, который ему дают только вспышки выстрелов его ружья, вытирает рукавом своей не всегда целой рубахи слезы, которые навернулись на его глаза от старой песни, напетой, как архаичная ария под чудный аккомпанемент гуслей, о старом, светлом и уважаемом своем Господине. Вы этого не можете понять, ибо кожа у вас еще осталась, а душа давно погибла. Вы живете в наилучшем случае кожей и интеллектом, а душа ваша оцепенела. «Девица не умерла, но спит» (Мк. 5:39) - рек Господь перед воскрешением дщери Иаировой, сказавши затем: «Талифа куми, девица, тебе говорю, встань» (Мк. 5:41). И Он ее в самом деле пробудил из этого сна. А если бы Он не пришел и пробудил ее, спала бы она этим «сном без сновидений» до общего Воскресения. И кроме Него, никому больше не пробудить вашу душу. Поэтому вы не народ и не можете его понять. Ценнее перед Богом и людьми единственная слеза и единый вздох народный, чем все ваши натянутые мудрствования о наилучшем виде государственного устройства.

Из-за того, что у глаз есть свои болезни и недостатки, станется с вас выступить против зрения, ибо вы своим высокоумием измыслили в мечтах своих какое-то чувство, которого никогда и нигде не существовало. Потому-то вы и копаетесь в истории монархов, отыскиваете их недостатки и слабости, а потом ищете некий другой, рациональный орган, не замечая, что он обычно имеет все недостатки, которые есть и у монархов, но без их достоинств. Из-за пятен на Солнце вы отвергнете и свет, и тепло солнечные, народ же благодарит Бога за эти свет и тепло, а о пятнах слышит лишь изредка, да они его и не очень беспокоят, потому что дары Солнца много больше и важнее.

Никогда, сколько себя помню, не могли мы себе представить державу без Короля. Когда был у нас Король, была и держава. Когда не было у нас Его, мы были рабами. Из тьмы рабства смотрели мы на лики своих Царей, и память о них светила в ночи рабства нашего, а надежда, что еще будет у нас Король, была подобна надежде, которую человек долгой холодной зимой возлагает на весну, когда и землю, и его самого согреют теплые лучи вернувшегося солнца.

И когда говорим «Мы за Короля», то погружаемся в ту чудную народную реальность, что осознает себя лишь через своих Королей - отражается в них, сливается с ними, любит их, не завидует им, не думает об их слабостях, гордится всякой добродетелью, которая их красит, радуется всякой их радости, наслаждается теми ценностями, что украшают их души. О, сколь чудотворна эта сила народа и сколь иссушительны, как пустынный ветер, умствования отрекшихся от него его сынов! Они злословили начальствующих в народе своем (Деян. 23:5), они поднимали руки и убивали помазанников Божиих (Пс. 104:15), а народ, как пчелиный рой за свою матку, всегда был только за своего Короля.

Скажут нам некие, что это - возвеличивание инстинкта и презрение к разуму. Ответим: инстинкт действительно совершенен, поскольку он неизменен, вечен и безупречен. Именно поэтому он и есть привилегия животного мира. А разум есть и величие, и падение человека, так как он свободен и поэтому может быть неустойчивым и склонным к ошибкам. Но мы не умаляем богомудрого разума, ибо он по достоинству превыше всякого инстинкта и превыше всей твари, кроме лика ангельского. Мы здесь говорим лишь о высокоумии богоотступнического разума, много выше которого по своему достоинству скромный, неизвращенный, не осознающий своей пользы животный инстинкт и интуиция, которая безошибочно говорит в душе народной.

Но не только поэтому мы за Короля, а также по размышлению и осмыслению. Начала страны нашей, законы нашей жизни говорят о Нем, повелительно Его требуют.

Наш народ - хозяин по укладу и по разуму. Нет дела без хозяина. Могут быть работы и труды, а дела быть не может. Ибо иное - труд, работа, а иное - дело. Труд - это усилие и подчинение себе материи, а дело - благословение и радость творчества. Работа - как цветок, а дело - как плод. Сколько труда и работы без плода! Потому-то хозяйственный народ не бьется в экстазе перед трудом, но наслаждается делом.

Тем, кто видит здесь непоследовательность и противоречие, отвечаю: кто за дело, тот в принципе не против работы, но всегда смотрит на нее вопросительно, потому что знает, что очень часто она есть напрасное страдание и ничего больше, а умелец перед всяким делом мало говорит и много спрашивает. Поэтому наш народ за Хозяина: во Вселенной, в государстве и в своем дому. И никакое мудрование человеческое не может поколебать веры в Бога. Видит он все пречудные дела Божии, которые окружают него, и если хотите ощутить на себе бич его насмешки, только попробуйте доказать ему, что все эти дела возникли случайно, сами по себе, без порядка хозяйского и без Хозяина.

Поэтому народ - и за Короля в государстве. Не за тирана, не за марионетку, а за Хозяина. Не докажете вы своими умствованиями, что боится он Короля и Его власти, потому что больше всего он боится человеческого сообщества вообще без власти, или, что еще хуже, с многовластием, многоначалием. Народ за единоначалие, ибо по-хозяйски он смотрит на государство.

Поэтому народ - и за то, чтобы быть хозяином в своем доме. Знает он, хозяйственный народ наш, что хозяин первым встает и последним ложится, а когда все спят, он бодрствует в постели. Другие, может, больше работают, но хозяин - созидает. Еще когда дела не было, когда никто о нем даже не мечтал, оно засияло в его сознании как мысль, как искра во тьме, и, прежде чем другие начали работать руками и ногами, он грел душу свою этой мыслью, растил эту мысль и любовно ваял ее, пока она не достигла полноты возраста, а затем родил ее и представил другим, чтобы под его приглядом, его стараниями и по его наставлениям она воплотилась в дело.

Король в нашей жизни - как второй член хозяйственного начала, первого и основного закона нашей страны. От первого, Бога, получает Он отблеск Божественного величия и сверхлогическую неприкосновенность. От третьего, хозяина - глубокое, воспринимаемое и постоянное переживаемое практическое подтверждение своего опыта. И разуму не противится, пока жизнь его в чем не поправит.

Но мы за Короля еще и потому, что Тито против Него. И выбор наш - не со зла на Тито (нет у нас на него зла), а потому, что мы знаем, почему именно Тито против Короля. По тем самым причинам, по которым он против Короля - мы за Него.

Знаем мы ту программу, которую Тито должен выполнить в нашей стране. Еще когда ничего не слышали мы о Тито, уже знали его программу. По той простой причине, что у Тито и нет своей программы. Программа давнишняя, а Тито - новый робот, который с безошибочностью автомата делает то, что задумал его хозяин.

Не спрашивайте меня, как зовут Титова хозяина, потому что тогда пришлось бы начать с самого начала и назвать имена всех разрушителей Божьего дела. Это бы увело нас далеко. Так что не спрашивайте.

А вот программу этого хозяина, если имени его и не называю, я изложить вам обязан. Меняется только имя, она сама не меняется.

Эта программа содержит, прежде всего, борьбу против Бога и Его Христа. Другие здесь крутят, увиливают, рядятся в лайковые перчатки. Она это делает без страха, стыда и притворства. Видели мы это во Франции, в России, в Испании, Португалии, Венгрии, в странах Балтии, абсолютно везде и всюду, где дошло до претворения этой программы в жизнь. Потому что богоборчество, на самом деле, и есть основная суть этой программы. Тот, кто хочет разрушить Божие творение во всей его органической целостности, как может остановиться перед борьбой против Христа?

Но эта часть программы, как самая главная, не может быть выполнена, пока Король не побежден. Не может быть богоборчества в стране, пока Король на Престоле. Нельзя бороться против Христа, пока Король не будет повержен. Поэтому воинствующее безбожие не преуспеет до тех пор, пока не произойдет падение Престола.