«Дело» Иосифа Сталина

Радио «Град Петров» провело презентацию нового документального фильма Виктора Правдюка «Дело» Иосифа Сталина». Во встрече приняли участие известный историк Кирилл Александров, автор фильма режиссер Виктор Правдюк, редактор радио «Град Петров» Марина Лобанова.

 

Десталинизация. «После этого фильма дискуссии закончатся»?

Лобанова:Тема встречи – десталинизация в церковной жизни. Вы знаете, мы так много на радио «Град Петров» говорим о роли личности в истории, о 20 веке, о судьбе церкви, о судьбе нашего народа и о том, чем стал Сталин для нашего народа, что это за символ.

Нам казалось, что все уже сказали, но когда мы сталкиваемся с общественной жизнью образа этого человека, Иосифа Сталина, мы не перестаем удивляться.

Наверное, если исключить тот тезис, что мы уже все сказали о 20 веке, что хотели сказать, и проблем здесь больше нет, и вернуться к нашей сегодняшней реалии, к современной жизни, то я думаю, прежде, чем стать христианином, нужно в себе убить этот образ.

Может быть, это жесткие слова, но понимаете, другого пути к Христу нет. Один человек, который уже посмотрел две серии этого фильма Виктора Сергеевича в частном кругу, сказал: «После этого фильма дискуссии закончатся». Мы сегодня проверим, закончатся ли дискуссии, будет ли нам, о чем говорить после просмотра серии фильма. Небольшое вступление Виктора Сергеевича Правдюка, режиссера и автора этого фильма.

Правдюк:Уважаемые друзья, здесь написано «фильм Виктора Правдюка», это так принято в союзе кинематографистов. На самом деле, этот фильм коллективного производства: режиссера Галины Ясногородской, Кирилла Александрова, психолога Михаила Иванова и еще одного историка, Валерия Петровича Островского, и Виктора Суворова, который известен в нашей истории как Виктор Резун, один из основателей совершенно другой версии о начале второй мировой войны и о советско-нацистской войне.

Мы сегодня посмотрим несколько серий. Одна, я надеюсь, будет о коллективизации, а вторая будет уже о более поздней эпохе. Потом, я надеюсь, мы сумеем с вами поговорить, потому что у Кирилла Александровича есть совсем свежие документы, которые он привез из одного американского архива, о том, как проводилась коллективизация. Так что, надеюсь, что мы сможем и показать вам сейчас две серии, и потом поговорить, ответить на ваши вопросы.

 

«Дело» Иосифа Сталина».Пятая серия «Лес и щепки»

Появление крепких, уверенных в себе собственников, особенно в деревне, не устраивало Сталина, потому что они являлись очевидным препятствием на пути к абсолютной власти. XV съезд генеральный секретарь провел с удивительным политическим мастерством. 2 декабря 1927 года съезд ВКПБ открыл Алексей Иванович Рыков, что если будет отсечено от партии левое крыло, то наступит черед и правого.

Но ни Рыков, ни Бухарин его не услышали, тем более, что Рыков в стенограмме удостоился той же чести, что и Сталин. Ремарки на их избрание в президиум были одинаковые, бурные аплодисменты, крики «Ура», все стоя приветствовали Рыкова и Сталина. Остальным деятелям скупые аплодисменты.

Зачем нужна была сталинская коллективизация, которая привела к таким страшным человеческим жертвам? Действительно, если посмотреть на ее результаты, то становится страшно. Всего в Советском Союзе за первые три года было раскулачено не менее одного миллиона крестьянских хозяйств с общим населением в 5-6 миллионов человек.

За 10 предвоенных лет депортациям, принудительным выселкам из родных мест подверглись почти 4 миллиона человек, из них более 2,5 миллионов кулаков и членов их семей. От 1 миллиона до 1 миллиона 800 тысяч спецпереселенцев умерли в спецпоселках в условиях, которые были нечеловеческими для их возможного существования и проживания. Особенно очень много умирало детей раскулаченных в 1930-1932 гг.

Александров:В марте этого года я работал 2,5 недели в архиве Стэндфордского университета, США, где довольно много хранится копированных документов из архива ЦК партии и политбюро.

В начале 90-х с них были сняты копии, которые были выкуплены американцами для занятия своих историков. Я хочу просто несколько цитат из этих документов привести, потому что они непосредственно касаются той темы, которой была посвящена эта серия.

Вот этот документ, который у меня в руках, — это копия шифровки, которая была направлена в ЦК партии 14 января 1930 года, то есть еще за две недели до того момента, когда было принято постановление политбюро о начале сплошной коллективизации форсированной. Это произошло 30 января 1930 года, а шифровка эта направлена двумя неделями раньше. Она направлена из Архангельска, из архангельского обкома партии в центральный комитет Кагановичу. Она довольно пространна, я прочту только начало и один пункт из нее.

«Москва, ЦК ВКПБ, товарищу Кагановичу».

Тут стоят все шифры, все номера, отметки, положенные документам такой секретности. Северное ГПУ запросило о возможности принятия к весне до ста тысяч кулацких семейств из южных районов страны. Таким образом, еще постановление политбюро не принято, а органы уже готовятся к отправке на Север ста тысяч кулацких семейств. Учитывая, что одна семья – это 6-7 человек, речь идет, как минимум, о 600-700 тысячах людей. И вот что архангельские чекисты докладывают в Москву. Я зачитаю пункт 4. «На первый период дать им голодные нормы снабжения, ибо в местах предполагаемого заселения нет никаких рынков и населения».

Теперь еще один совершенно жуткий документ, который произвел на меня неизгладимое впечатление. Это докладная записка, которая была написана в августе 1933 года в Нарыме, в поселке «Новый Путь», в притоке реки Назины. «Инструкторам-пропагандистам Нарымского обкома партии Величко». Тут номер его партбилета указан, отметки 59-го года о том, где находится оригинал этой записки. Записка на имя Сталина секретаря Нарымского окружного комитета партии Велидова и первого секретаря западносибирского райкома партии Эйхе. Она пространная, здесь 12 страниц, у нас, конечно, мало времени. Я тоже зачитаю только несколько абзацев.

«29-30 апреля 1933 года из Москвы и Ленинграда были отправлены на трудовое поселение 2 эшелона деклассированных элементов. 18 мая первый и 26 мая второй эшелоны, состоя из трех барж, были высажены на реке Оби, в устье реки Назина на остров Назино, северная окраина Нарымского округа. Первый эшелон составил 5070 человек, второй – 1044, всего 6114 человек. В пути, особенно в баржах, люди находились в крайне тяжелом состоянии: скверное питание, скученность, недостаток воздуха, и в результате высокая смертность. В первом эшелоне она достигала 35-40 человек в день».

Показателен такой факт:«Первый эшелон пристал к острову в прекрасный солнечный день. В первую очередь на берег были вынесены до 40 трупов, и потому что было тепло, а люди не видели солнца, могильщикам было разрешено отдохнуть. Пока могильщики отдыхали, мертвецы начали оживать. Из этих трупов ожили и встали 8 человек, их не закопали. Сам остров оказался совершенно девственным, без построек. Люди были высажены в том виде, в каком они были взяты – в весенней одежде, без постельных принадлежностей. На острове не было ни инструментов, ни продовольствия. Весь хлеб вышел в баржах.

Такое положение смутило многих товарищей из сопровождавших первый эшелон. Однако эти сомнения комендантом Цепковым были разрешены так: выпускай, пускай пасутся. Жизнь на острове началась. На второй день выпал снег, поднялся ветер, а затем мороз. Люди были способны только жечь костры, сидеть, лежать, спать у огня, бродить по острову, есть гнилушки, кору и мох. По острову пошли пожары. Люди начали умирать. Они сгорали у костров во время сна, умирали от истощения и холода, от ожогов и сырости. В первые сутки после солнечного дня могильщики смогли закопать только 295 трупов…»

Наконец, последний результат: «В результате всего из 6100 человек, выбывших из Томска, и добавленных к ним 500-700 человек (точно установить не удалось) на 20 августа в живых осталось 2200 человек…»

Этот документ еще никогда не публиковался, мы его целиком, конечно, опубликуем с комментариями. Это реальность, таких документов я видел десятки. Они производят страшное впечатление. Меня совершенно не интересует, кто он был – великий менеджер или великий полководец.

Очевидно другое: из почти 2,5 миллионов спецпереселенцев, которые в эти спецпоселки попали за первые 3 года коллективизации, в так называемой кулацкой ссылке до второй мировой войны умерло до 1-1,5 миллионов. Мы даже не знаем точно сколько. Это больше, чем умерло в блокадном Ленинграде в условиях войны. Это только одна маленькая деталь правления и властвования этого человека.

 

Убитый XX век

Лобанова:Последние 20 лет мы так много говорили внутри Церкви о том, что да, наша Россия, наш народ так много претерпел, искорежен наш народ, искалечен, убит, закопан, испорчен за 20-й век. Но именно из православной церкви начнется моральное, нравственное, духовное возрождение всей нашей страны как некой закваски. И вот что получается: когда портрет Сталина на автобусе коммунисты вешают сумасшедшие, сразу протест, как только есть попытки обелить Сталина, какой-то протест есть.

А у нас в церкви появляются иконы Сталина в большой количестве. В нашей епархии, Санкт-Петербургской, недавно, несколько лет назад, и только вмешательством владыки митрополита остановили. В приходе настоятель заказал и повесил такую икону. У нас появляются и священники, и православные, и известные люди, которые придумали словосочетание и называют себя «православными сталинистами».

Понимаете, это у нас тоже появилось. Что с нами происходит? Если мы имеем совесть, у нас, прежде всего, должна была произойти перемена и переоценка, и прежде всего, к самому одиозному, нам всем знакомому образу отношение должно быть однозначным.

Почему именно у нас в Церкви возникла такая проблема? Я к Виктору Сергеевичу обращаю вопрос: что для вас этот фильм?

Правдюк:Мне кажется, что это сегодня очень актуально, и на целый ряд вопросов, на которые фильм отвечает, мы обязаны ответить. Я понимаю, что фильм будет встречен неоднозначно. Скорее всего, его нигде не будут показывать, потому что он, как мне уже объяснили, слишком выпукло ставит проблемы, мягко говоря.

Я надеюсь, что на историческом канале его все-таки покажут, а на большее мы, в общем-то, и не рассчитываем. Сегодня и наше общество, и если взять отдельные сословия, от студенческого до управленцев, достаточно расколото, не едино.

Я только что вернулся из Испании, был по приглашению общества изучения жизни и деятельности Франциска Франко, испанского каудильо, которому удалось выиграть гражданскую войну и спасти Испанию от того же самого большевизма, который был у нас и таким пышным цветом за 70 лет расцвел.

Испанцы в свое время очень хорошо понимали ту ситуацию, из которой их вытащил Франко, но сегодня их общество так же расколото, как и наше. Там одних франкистских партий уже 3. Это значит, что есть там левые франкисты, центристы, правые франкисты. Для них уже те события, которые были в Испании в 30-е годы, тот же ужас, когда так же, как у нас, убивали священников, поджигали храмы, взрывали их, убивали на улице.